Образована Благовещенская таможенная застава в Амурской области

13 мая 1902

30 апреля (13 мая) 1902 г. Сенатом было опубликовано распоряжение Министра финансов Российской империи об открытии таможенной заставы в Благовещенске — началось создание таможенных учреждений на государственной границе России с Китаем.

Первое упоминание о необходимости устройства таможенного надзора в городе Благовещенске относится к 1895 г., когда в связи с предстоящей отменой порто-франко и введением таможенного обложения привозимых в Приамурский край товаров в правительственных кругах интенсивно стал прорабатываться вопрос об укреплении государственной границы, а, следовательно, о создании сети таможенных учреждений. Посланный в Приамурье в составе Высочайше утверждённой комиссии для изучения состояния сухопутной и морской границы управляющий Иркутской таможней В. П. Дебиль обратил внимание на выгоды географического положения Благовещенска и предложил сделать его центром вновь создаваемого таможенного округа. Необходимость создания таможенного учреждения в Благовещенске, находящемся в 50-верстной полосе беспошлинной торговли с Китаем, никем не подвергалась сомнению.

Благовещенская таможенная застава начала свою работу в составе двух таможенных чиновников и 10-ти досмотрщиков, а через семь лет стала одной из важнейших в Приамурье по объёмам деятельности и кругу решаемых задач. С реорганизацией управления таможенными органами в Приамурье и с созданием Приамурского таможенного округа изменился статус Благовещенской таможенной заставы. 26 мая  (8 июня) 1909 г. распоряжением Министра финансов России застава была преобразована в таможню 2-го класса. В соответствии с Таможенным Уставом учреждению были предоставлены права по пропуску и очистке пошлиной всех «дозволенных к привозу» товаров. Штат новой таможни был увеличен до 10-ти чиновников и 35-ти таможенных досмотрщиков.

В мае 1910 г. были выделены средства на приобретение недвижимого имущества для Благовещенской таможни: она получила собственное помещение — участок и здание на углу улиц Набережной Амура и Мастерской, который был приобретён у Товарищества Амурского пароходства. К 1911 г. более чем в 2 раза вырос документооборот таможни, на 20% — количество заведённых конфискационных дел, значительно выросли поступления в казну. Нагрузка на каждого сотрудника таможни многократно увеличилась. Поэтому для решения новых задач с 1 (14) января 1913 г. Благовещенская таможня была преобразована в таможню 1-го класса.

В 1914 г. рост задержаний контрабанды Благовещенской таможней был увеличен почти в 1,5 раза по отношению к уровню 1913 г. Небывалых размеров контрабандный промысел достиг в годы Первой мировой войны (1914-1918) — количество задержаний по случаям контрабанды возросло почти в 2,5 раза. В первый послереволюционный год в условиях политической нестабильности и смены властей Благовещенской таможне приходилось решать прежние задачи. Гражданская война и интервенция существенно ослабили таможенную охрану границы.

С момента образования Дальневосточной республики в апреле 1920 г. началось восстановление таможенных органов. В деле обеспечения охраны границы Благовещенская таможня тесно сотрудничала с военными властями. После утверждения Советской власти в Дальневосточном регионе Благовещенская таможня вместе с другими таможенными учреждениями Республики вошла в состав созданного в декабре 1922 г. Дальневосточного таможенного округа (ДВТО) и была подчинена Управлению Благовещенского таможенного инспектора. Упразднение ДВТО в 1925 г. и замена его Дальневосточным отделением ГТУ (ДВО ГТУ) сопровождались изменениями в структуре и подчинённости таможенных учреждений. В 1934 г. ДВО ГТУ перебазировалось из Хабаровска во Владивосток, а в феврале 1938 г. оно было ликвидировано с передачей функций Владивостокской таможне. Целый ряд таможенных учреждений в те годы был упразднён, в том числе и Благовещенская таможня.

Возрождение постоянного таможенного надзора на Амуре произошло после окончания Второй мировой войны. В октябре 1945 г. в составе Владивостокской таможни были открыты десять таможенных постов, обеспечивающих таможенный надзор по границе с Маньчжурией. Среди них начал действовать и Благовещенский таможенный пост со штатом в три человека. С апреля 1946 г. таможенный пост развернул свою работу на постоянной основе, а 27 июня 1989 г. он был преобразован в таможню.

В 1993 г. ЗАО «АмурАссо» было построено капитальное здание пассажирского пункта пропуска, которое постоянно расширялось и к настоящему времени превратилось в целый комплекс современного международного речного пассажирского вокзала. На всём протяжении истории таможни развивалось сотрудничество с таможенниками Хэйхэйской и Сунькэйской таможен Китайской Народной Республики. Наиболее крупными странами-контрагентами по импортным торговым операциям являются: Китай, США, Швеция, Филиппины и Казахстан.

 

Лит.: Благовещенская таможня: регион ответственности таможенного органа и деятельность таможни в пресс-релизах с 01.01. по 01.11.2010 г. Благовещенск, 2010; Благовещенской таможенной заставе на Амуре — 100 лет: Информационный бюллетень № 4. Благовещенск, 2002; Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып. 1. Благовещенская таможня / Н. А. Беляева, Н. А. Троицкая, Е. Д. Яворская. Владивосток, 2002. С. 5—11.

 

Материал предоставлен Амурской областной научной библиотекой им. Н. Н. Муравьёва