История и культура: Уникальная коллекция цветных фотографий-автохромов представлена в Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда»

17 июля 2017

Выставочный зал Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» (Ленинградская обл.) представляет выставку «Былое Царское Село», которая экспонируется по 29 июля 2017 года. Это выездная экспозиция, на которой представлены копии автохромов из коллекции Музея-заповедника «Царское Село» (г. Пушкин), которые дают представление об интерьерах Екатерининского и Александровского дворцов, об истории парадной летней императорской резиденции в XIX – начале ХХ в.

Эта уникальная коллекция цветных фотографий-автохромов, выполненных в начале XX века. Она включает в себя одни из первых цветных изображений, появившихся в искусстве фотографии, так называемые автохромы. Художник-архитектор Г. К. Лукомский в мае 1917 года обратился с ходатайством к комиссару Временного правительства с просьбой запечатлеть интерьеры и отдельные элементы убранства царских дворцов. Именно эти Царскосельские автохромы и были выполнены фотографом Андреем Зеестом в новой для того времени технике, изобретённой французскими фотографами братьями Люмьер.

Интересна дальнейшая судьба уникальной коллекции. Известно, что в ноябре 1918 г. 843 снимка с чёрно-белых негативов и 83 цветных диапозитива Г. К. Лукомский, который отвечал за приёмку имущества бывшего дворцового управления, передал в книгоиздательство «Копейка» для воспроизведения в издании, которое так и не появилось. Снимки предполагалось изъять из издательства и передать для хранения в Детскосельское Управление Художественного Имущества Республики Северного района. Это осуществить не удалось – судя по всему, большую часть автохромов в 1918 году Лукомский увёз с собой за границу. На родину они возвращались уже в советское время через аукционы и дары наследников А. Зееста.

Коллекция, представленная на выставке, состоит из 45 изображений и была сформирована уже в послевоенные годы. Автохромы позволяют судить о чрезвычайно высоком художественном уровне выполненных работ. С большим мастерством воспроизведены цветные виды интерьеров Екатерининского и Александровского дворцов, с подлинными предметами убранства, находившимися в залах до начала оккупации немецко-фашистскими захватчиками города Пушкина осенью 1941 г. Залы дворцов возрождаются по настоящее время, и довоенные цветные изображения являются неоценимым подспорьем в работе реставраторов.