История и культура: Выставка иллюстраций из журнала «Мурзилка» открылась в Москве

19 июля 2017

18 июля 2017 года в галерее «Веллум» (Москва) открылась выставка «Мурзилка и мировой империализм. Графика Аминадава Каневского», посвящённая творчеству легендарного советского карикатуриста Аминадава Моисеевича Каневского – создателя известных всем советским детям Мурзилки и «Девочки-рёвушки» из стихотворения Агнии Барто, автора Окон РОСТА и популярнейших карикатур в «Крокодиле», замечательного книжного иллюстратора. Сегодня графика и плакаты художника хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, в фондах Российской государственной библиотеки, частных российских и зарубежных коллекциях. На выставке представлено около 60 работ Каневского 1930-1960-х годов: карикатуры, плакаты, иллюстрации из собрания галереи «Веллум» и коллекции Любови Агафоновой.

Остроумные рисунки – политические и бытовые, – соединяющие чувство юмора и творческий дар, сделавшие Каневского одним из самых популярных и узнаваемых авторов сатирических журналов СССР, сегодня превратились в яркие художественные свидетельства эпохи.

Для своих «детских» работ Каневский не просто делал иллюстрации – он создавал собственный мир и собственных персонажей, которые стали жить самостоятельной жизнью. Каневский создал новый облик Мурзилки – этот сказочный персонаж (он изображался и лесным жителем, и модником во фраке, и даже маленькой собачкой) существовал в детских книгах с конца XIX века и с 1924 года его именем называется детский журнал. В 1937 году Мурзилка на рисунке Каневского стал таким, каким мы его знаем – жёлтым, пушистым, в берете, шарфе и с фотоаппаратом. Среди наиболее известных иллюстраций Каневского к детским книгам – «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный» Самуила Маршака, «Девочка-рёвушка», «Мальчик-наоборот», «Дедушкина внучка» Агнии Барто, представленные на выставке.

Выставка даёт редкую возможность увидеть Аминадава Каневского «за пределами» карикатуры и книжной иллюстрации и оценить мастерство художника в тонких, сдержанных, психологически точных графических и акварельных работах (среди которых «Женский портрет со шляпой в руках», 1930-е, и «Дворник», 1920-е).