История Москвы: Открывается выставка «Москва. Иллюминации. 1896-2003»

21 июля 2017

Мультимедиа Арт Музей (Москва) с 21 июля 2017 года представляет выставку «Москва. Иллюминации. 1896-2003».

Данная выставка - ещё одна часть большого проекта Мультимедиа Арт Музея «История России в фотографиях».

Праздничная иллюминация Москвы по случаю какого-либо торжества - достаточно старинное явление: первые упоминания об использовании «огней» в украшении улиц относится к 1602 году, т.е. временам царя Бориса Годунова. В царствование Петра I популярными стали фейерверки, которыми занималось артиллерийское ведомство. В XIX веке в дни государственных праздников на зданиях появлялись многочисленные шкалики - разноцветные стаканчики с маслом и подожжённым фитилем. Появление электричества дало толчок развитию искусства светового украшения города. В 1856 году перед Лефортовским дворцом в честь визита Александра II были зажжены десять «электрических солнц». «Невиданное светопредставление» случилось в Москве в 1883 году в дни восшествия на престол Александра III - опутанные тысячами электрических лампочек колокольня Ивана Великого и храм Василия Блаженного поражали воображение москвичей. Шедевром осветительного искусства, по мнению современников, стала иллюминация Москвы во время коронации Николая II (1896). Множеством электрических ламп были украшены не только Кремль, Большой театр, здание Государственной думы, Триумфальная арка, но и частные дома. Фотографы, в том числе знаменитый Максим Дмитриев, подробно зафиксировали световое украшение московских улиц в дни коронационных торжеств.

В 1920-е годы, согласно принятому молодым советским государством плану электрификации всей России (ГОЭЛРО) электричество должно было появиться в каждом доме. Иллюминация перестала использоваться исключительно по большим праздникам и стала неотъемлемой частью массовой агитации, которой занималась советская власть: в дни годовщин революции главные здания столицы украшались праздничными огнями, лозунгами, цифрами, рапортующими о достижениях промышленности и сельского хозяйства, профилями вождей. Новую Москву увлеченно фотографировали новые авторы: Александр Родченко, Борис Игнатович, Елеазар Лангман, Аркадий Шайхет.

В годы войны Москва погрузилась во тьму. Только с августа 1943 года освобождение новых и новых городов начали отмечать праздничными салютами, самым впечатляющим стал победный салют 9 мая 1945 года, в котором были задействованы тысяча зенитных орудий и прожекторы войск противовоздушной обороны.

В дни празднования 800-летия Москвы (1947) начала работать установка по контурной подсветке Кремля, спустя десять лет во время проведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов были установлены системы фасадного освещения сталинских высоток. В 1960-е годы в столице появляются конструкции из электрических лампочек вдоль улиц, использующиеся, как правило, в дни государственных праздников.

Поколению фотографов-шестидесятников - Дмитрию Бальтерманцу, Всеволоду Тарасевичу, Виктору Ахломову - удалось запечатлеть изменения не только во внешнем виде Москвы, но и в настроениях москвичей. Праздничной, тревожной, нарядной и светлой предстаёт Москва в работах наших современников: Игоря Мухина, Владимира Мишукова, Леонида Тишкова.