Summary |
Нижняя палата российского парламента. Учреждена 6 августа 1905 г. как совещательный представительный орган для предварительного обсуждения законодательных предположений (т.н. "Булыгинская дума"). После издания манифеста 17 октября 1905 г. учреждение Государственной Думы и закон о выборах в Думу были пересмотрены, и Дума получила законодательные права. Согласно Основным законам 23 апреля 1906 г., все принятые Думой законопроекты получали силу закона после одобрения их верхней законодательной палатой — Государственным советом и последующего утверждения императором. Основные законы предоставляли также императору право распускать Думу с назначением выборов Думы нового созыва и времени ее созыва, а правительству - право издания законодательных актов в перерывах между думскими сессиями. Государственная дума первого созыва работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г., Дума второго созыва - с 20 февраля 1906 г. по 2 июня 1907 г. Обе первые Думы были распущены задолго до истечения срока полномочий с назначением новых выборов. Государственная дума третьего созыва, избранная уже по новому избирательному закону 3 июня 1907 г., работала весь установленный законодательством 5-летний срок (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г), Государственная дума четвертого созыва — с 15 ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г. Дума рассматривала предположения, требовавшие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены (за исключением относившихся к строевой, технической и хозяйственной частям военного и военно-морского ведомств; военного и морского ведомств; с 1909 г. — всех вопросов, касающихся военных и морских дел); государственную роспись доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на “экстренные в течение года надобности” (в суммах, не превышавших росписи 1905 г.); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам и др.; дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требовавшие утверждения императором; дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; дела об учреждении акционерных компаний, требовавшие изъятия из действующих законов; сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не были введены земские учреждения; дела о повышении земского или городского обложения сравнительно с определенными земскими собраниями и городскими думами размерами. Дума обладала правом возбуждения предположений об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных законов. Дума имела право представления запросов министрам и главноуправляющим по поводу незакономерных действий властей. Утверждению Думы подлежали не предусмотренные государственной росписью неотложные расходы; она рассматривала отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи. Для предварительной разработки законопроектов Дума создавала постоянные и временные комиссии. Делопроизводство Думы вела ее Канцелярия. В 1908 — 1917 гг. она состояла из 3 отделов: Отдела общего собрания и общих дел , Финансового и Законодательного. Поддержание порядка в помещениях Думы и ряд др. функций были возложены на ее Приставскую часть. После Февральской революции (в которой определенную роль сыграл избранный в ночь с 27 на 28 февраля Временный комитет Государственной Думы) нижняя палата российского парламента более не возобновила свою работу. 6 октября 1917 г. Дума была официально распущена Временным правительством в связи с началом выборов в Учредительное собрание. Канцелярии Думы и Временного комитета Государственной думы были упразднены декретом СНК 18 (31) декабря 1917 г. |