Президентская библиотека оцифрует редкие документы об истории управления товарными знаками России

5 May 2017

Президентская библиотека совместно со своими партнёрами из РГИА оцифрует редчайшие архивные документы о статусе и порядке получения звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. В фондах РГИА содержатся дела о разрешении разным лицам именоваться поставщиками двора, это материалы 2-го стола III отделения за 1868–1880 гг. (опись 23); а также дела о заготовке и расходе вина, пива, хлеба, рыбы и других продуктов; о приготовлении припасов, домов и пр. для приезда лиц царствующей фамилии.

Отбор производителей, имеющих право поставлять продукцию ко Двору, венчал собой сложную систему оценки качества потребительских товаров, сложившуюся в дореволюционной России. Звание Поставщика Двора Его Императорского Величества ценилось выше сословной принадлежности и автоматически причисляло своего обладателя к экономической элите.

До 1917 года выбор достойных поощрения предпринимателей осуществлялся лично Министром Императорского Двора. Историческим преемником Министерства является Управление делами Президента Российской Федерации. Эта связь основывается на единстве их функций (хозяйственное обеспечение императорской фамилии, управление удельными владениями и резиденциями, организация представительских мероприятий), особом положении, занимаемом данными учреждениями в системе органов государственной власти, и сохранившихся по сию пору традициях.

Сегодня функция поощрения производителей исключительной по качеству продукции возложена на подведомственное Управлению делами Президента Российской Федерации предприятие – ФГУП «Торговый дом «Кремлёвский». Предприятие является правообладателем 80 товарных знаков, включающих элементы «Кремль», «Кремлёвский» и производные от них словосочетания. ФГУП «Торговый дом «Кремлёвский» также осуществляет закупку продуктов питания для нужд подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации предприятий и учреждений, в том числе для комбинатов питания в целях организации питания сотрудников органов государственной власти, протокольных мероприятий и официальных приёмов.

История становления института отбора и стимулирования лучших производителей насчитывает более ста лет. Первый император всероссийский – Пётр Великий, поощряя стремительное развитие отечественной промышленности, щедро жаловал предпринимателям дворянские титулы. На рубеже XVIII–XIX веков среди преуспевающих коммерсантов возникла собственная иерархия званий: отличившиеся купцы могли стать коммерции советниками, а фабриканты – мануфактур-советниками. В 1807 году Манифест о купеческих товариществах и компаниях утвердил учет «первостатейного купечества», который был возложен на Министерство коммерции.

Десять лет спустя в официальных документах появились первые упоминания о звании Поставщика Двора, присвоение которого на тот момент всецело зависело от «высочайшей воли». Общеобязательные правила, регламентирующие присуждение этого почётного статуса, были утверждены императором значительно позднее – лишь в 1856 году.

В те времена Поставщиками признавались исключительно физические лица, чьи товары или услуги были востребованы Министерством императорского двора на протяжении 8 и более лет. Среди требований, предъявляемых к контрагенту, значились отсутствие нареканий со стороны потребителей, успешное участие в промышленных выставках и реализация продукции «добросовестно, исправно и по умеренным ценам». Звание присваивалось лишь на период сотрудничества с Императорским Двором и не могло передаваться по наследству.

Торжественная церемония награждения лучших из лучших проходила дважды в год – на Рождество и на Пасху.

Архивные документы свидетельствуют, что получить звание поставщика было действительно сложно. Большую часть соискателей по тем или иным причинам ожидал отказ. Из Канцелярии Министерства императорского двора рассылались запросы в различные инстанции, вплоть до Департамента полиции, где справлялись о «хозяйственном и моральном облике» потенциального Поставщика. Решающее значение при принятии решения играло мнение профильного хозяйственного подразделения, с которым на протяжении положенного срока взаимодействовал предприниматель. Бюрократическая переписка по этим вопросам была весьма объёмной. Например, архивное дело «О даровании звания поставщиков высочайшего двора» за 1883 г. насчитывает 200 листов. В 1901 г. – 331 лист. При этом сам факт ходатайства совершенно не означал его автоматического удовлетворения. Дела, связанные с отказами в предоставлении звания поставщика, были не менее объёмными.

В 1884 году император повелел распространить эти жёсткие правила и на контрагентов Великокняжеских Дворов, что окончательно стандартизировало процедуру получения звания Поставщика.

Конкурентные преимущества, приобретаемые предпринимателем вместе со званием Поставщика Двора Его Императорского Величества, дополнялись правом размещать на своей продукции изображение государственного герба.

В 1848 году император Николай I утвердил Положение о выставках изделий мануфактур, фабрик и заводов в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве, согласно которому победители всероссийских промышленных конкурсов, помимо медалей и дипломов, награждались правом размещения государственного герба на своих вывесках и продукции. Ответственность за процедуру награждения возлагалась на Министерство финансов, поэтому руководители этого ведомства ещё долгое время боролись за монопольное право премировать «государственными» товарными знаками.

Впрочем, на практике с середины 1860-х годов закрепилось разделение сфер влияния: Министерство финансов награждало правом использования государственного герба победителей промышленных выставок, а Министерство Императорского Двора – придворных поставщиков.

Часто случалось, что звание Поставщика Двора автоматически даровалось победителю промышленной выставки присутствующим на церемонии награждения монархом, поэтому Императорский Двор являлся первостепенным источником легитимности при даровании права использования государственной символики в коммерческих целях.

О качестве продукции Поставщиков Двора ходят легенды. Известны случаи, когда участвовавшие в престижных международных выставках Поставщики премировались организаторами вне конкурса, поскольку их продукция попросту не имела аналогов в мире.

Среди знаменитых поставщиков продукции к императорскому столу – Николай Шустов, единственный нефранцузский производитель, добившийся права писать на этикетках своего бренди слово «cognac»; поставщик четырёх монарших дворов, «водочный король России» Петр Смирнов; прославленный шоколатье Теодор Эйнем; создатель популярного печенья «Юбилейное» Адольф Сиу; лидер кондитерского рынка Георг Ландрин и многие-многие другие.

На сегодняшний день ФГУП «Торговый дом «Кремлёвский» внедряет новые стандарты по отбору своих партнёров, ориентируясь, прежде всего, на высокий уровень качества выпускаемой продукции по приемлемым ценам, и проводит необходимые контрольные мероприятия, оценивая соответствие продукции российским и международным стандартам.