Share content in social networks:

Birthday anniversary of the first Russian Emperor Peter I the Great

9 June 1672

30 May (9 June) 1672 in Moscow, in the family of Tsar Alexei Mikhailovich Romanov and his second wife Natalia Naryshkina was born the first Russian emperor (1721) Peter I the Great.

Being the youngest of the heirs, Peter received the Muscovite throne in April 1682, immediately after the death of his childless half-brother - Tsar Fyodor Alekseevich, - bypassing the second Prince - Ivan. This angered relatives of the first wife of Alexei Mikhailovich, Miloslavskies, who used the 1682 Streltsy uprising in Moscow in order to make a palace coup. Adherents and relatives of Naryshkins were persecuted, Peter I was crowned together with his brother, Ivan V, as a junior co-ruler. Princess Sophia, a sister of the elder tsar, became regent. In her reign, Peter and his mother were away from the court in the village of Preobrazhenskoye. Only in 1689 he managed to strip Princess Sophia of power, and in 1696, after the death of Ivan V, to become the autocratic tsar.

Like all the children of Alexei Mikhailovich, Peter I received a good education at home, and then throughout the live improved his knowledge and skills in different areas, paying particular attention to the military and seamanship. In 1687 he created a toy army -  Preobrazhensky and Semyonov Regiments, which subsequently became the basis for the Russian regular army. In 1688-1693 a toy flotilla on Lake Plescheevo had been operating. Its experience was then used in the construction of the fleet in the Black Sea and the Baltic. And in 1697-1698 the young tsar made ​​a trip abroad, during which not only had he studied the peculiarities of the state system of other countries, but also attended a full course of Artillery Sciences in Königsberg, a theoretical course of shipbuilding in Britain and a six-month practical work of a carpenter in the shipyards of Amsterdam.

While preserving and strengthening the feudal serf system during his reign, Peter I conducted a series of reforms aimed at overcoming the separation of Russia from the West-European path of development and increase of influence of the country on the international economy and politics.

The vigorous foreign policy of the tsar contributed significantly to this fact. Thus, as a result of the Azov campaigns of 1695-1696, Russia seized the Turkish fortress of Azov, and gained access to the Azov and Black Seas. In the course of the Northern War (1700-1721) were restored the lands on the banks of the Neva, in Karelia and the Baltic states, previously conquered by Sweden. Russia also gained access to the Baltic sea, which greatly influenced its economic, political and cultural development. During the Persian campaign (1722-1723) Russia annexed to its territories the western coast of the Caspian Sea with the cities of Derbent and Baku.

Domestically, major changes were made ​​in all spheres of life. Thus, the capital was transferred to Saint Petersburg set up in 1703, the country was divided into governorates in 1708-1715, the supreme body of state administration - the Senate - was established along with collegiums, etc. Changes in the social sphere, reflected in the decree of primogeniture of 1714, concerned the merger of two forms of land tenure (estates and manor houses) and the transformation of the noble service into a lifetime service. In 1722 was approved the document, which regulated the order of promotion - "Table of Ranks". In 1721 Peter I introduced "Religious Collegiums Regulation", thus officially abolishing the patriarchate of the Russian Church and created the Theological Collegiums charged with the governing the church, which soon was renamed into the Holy Governing Synod.Thanks to the military reform, a regular Russian Army and Navy had formed. They were organized in compliance with the "Land Forces Regulations" and the "Marine Regulations". In the reign of Peter there was founded the Russian Academy of Sciences, opened a number of universities, established a secular public school, opened Russia's first museum and public library,  the first Russian paper “Vedomosti” was issued,  a series of expeditions to Central Asia and the Far East were organized, etc.  In 1721 Russia became an Empire, and a year later was issued a decree on succession to the throne, which recognized the right of the autocratic monarch on the appointment of his successor.

The activities of the tsar was assessed by society is ambiguously. Highlighting of the noble service and bureaucratic red tape, the elimination of patriarchy, the loss of political independence of the church provoked discontent of Boyars and church hierarchy. The reaction to many violent innovations and increase of taxes resulted in uprisings of townspeople and soldiers.

January 28 (February 10), 1725 the first Russian Emperor died and was buried in the Peter and Paul Fortress in St. Petersburg. His wife, Catherine I, succeeded to the throne.

Lit.: Базилевич К. В. Пётр I — государственный деятель, преобразователь, полководец. М, 1946; Брикнер А. Г. История Петра Великого. М., 2004; Валишевский К. Ф. Пётр Великий. М., 2003; Великий реформатор России: К 300-летию со дня рождения Петра I. Воронеж, 2002; Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого. СПб., 1872; Законодательство Петра I. М., 1997; Золотов В. А. История Петра Великого. СПб., 1872; Кара-Мурза А. А. Реформатор: Русские о Петре I. Иваново, 1994; Масси Р. К. Пётр Великий: Личность и эпоха. СПб., 2003; Павленко Н. И. Пётр I. М., 2003; Пётр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках, песнях. СПб., 2000; Письма и бумаги Петра Великого. СПб; М. Т.1-13. 1887-1992; Погосян Е. А. Пётр I — архитектор российской истории. СПб., 2001; Реформы Петра I и судьбы России. М., 1994; Сенигов И. П. Царь-работник и учитель. Пг., 1915; Тарле Е. В. Русский флот и внешняя политика Петра I. СПб., 1994; Щебальский П. К. Государь царь Пётр Великий, первый русский император. Варшава, 1873.

From the Presidential library materials:

Петр I (1672–1725) // Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года: коллекция;

Battle under Lesnaya village // On this day. 09 Oktober 1708;

The first civil calendar issued in Moscow // On this day. 08 January 1709;

Alexander Nevsky Lavra founded in St. Petersburg // On this day. 05 April 1713;

Peter I decree “On wearing clothes in the Hungarian manner” // On this day. 14 January 1700;

Constantinople Treaty between Russia and Turkey concluded // On this day. 14 July 1700;

Treaty of Preobrazhenskoye between Peter I and Augustus II concluded // On this day. 21 November 1699;

The decree “On position of informers” issued // On this day. 28 March 1714;

Naval Victories of Russian Fleet at Cape of Gangut and Grengam // On this day. 07 August;

The first victory of Russia in sea battle – the Day of Baltic Fleet // On this day. 18 May 1703;

Admiralty Board Archives (Russian State Navy Archives) established // On this day. 28 January 1724;

The Chief city council foundation // On this day. 24 February 1720;

Tsarskoye Selo was founded // On this day. 05 July 1710;

Peter I signed the first Russian state legal deed ‘The General regulations’ // On this day. 10 March 1720;

Peter the Great founds the Model-kammer (Central Naval Museum) // On this day. 24 January 1709;

Peter the Great approved the new alphabet // On this day. 09 February 1710;

Russian armies captured the fortress of Vyborg // On this day. 24 June 1710;

Russian forces have occupied Noteborg fortress 310 years ago // One this day. 22 Oktober 1702;

Established the Order of St. Catherine // On this day. 5 December 1714;

The first private pharmacies in Russia was opened by Decree of Peter I 310 years ago // On this day. 03 December 1701;

3Peter the Great signed a decree on creation of the first engineer school in Russia // On this day. 21 January 1701.

Родился первый российский император Пётр I Великий

9 июня 1672

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

 

Пушкин А. С. «Стансы», 1826

 

30 мая (9 июня) 1672 г. в Москве в семье царя Алексея Михайловича Романова и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной родился первый российский император (1721) Пётр I Алексеевич Великий.

Будучи младшим из наследников, Пётр Алексеевич получил московский трон в апреле 1682 г., сразу после смерти своего бездетного сводного брата — царя Фёдора Алексеевича, — в обход второго царевича — Ивана. Это вызвало недовольство родственников первой жены Алексея Михайловича, Милославских, которые использовали стрелецкое Московское восстание 1682 для дворцового переворота. Приверженцы и родственники Нарышкиных подверглись репрессиям, Пётр I был венчан на царство вместе со сводным братом, Иваном V, в качестве младшего соправителя, а регентом при них стала родная сестра старшего царя, царевна Софья Алексеевна. В её правление Пётр вместе с матерью находился в отдалении от Двора в селе Преображенском. Лишь в 1689 г. ему удалось отстранить от власти царевну Софью, а в 1696 г., после смерти Ивана V, стать единодержавным царём.

Как и все дети Алексея Михайловича, Пётр I получил хорошее домашнее образование, а затем в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1687 г. им были созданы потешные Преображенский и Семёновский полки, ставшие впоследствии основой русской регулярной армии. В 1688-1693 гг. действовала потешная флотилия на Плещеевом озере, опыт которой затем был использован при строительстве флота в Причерноморье и на Балтике. А в 1697-1698 гг. молодой царь совершил заграничное путешествие, во время которого не только ознакомился с особенностями государственного устройства других стран, но и прошёл полный курс артиллерийских наук в Кёнигсберге, теоретический курс кораблестроения в Англии и полугодовую практику работы плотником на верфях Амстердама.

При сохранении и укреплении феодально-крепостнического строя во время своего царствования Пётр I провёл серию реформ, направленных на преодоление отрыва России от западноевропейского пути развития и усиление влияния страны на международную экономику и политику.

Этому в значительной мере способствовала энергичная внешняя политика царя. Так, в результате Азовских походов 1695-1696 гг. Россия овладела турецкой крепостью Азов и получила выход к Азовскому и Чёрным морям. В ходе Северной войны (1700—1721) были возвращены земли по берегам Невы, в Карелии и Прибалтике, ранее завоёванные Швецией, страна получила выход к Балтийскому морю, что в огромной степени повлияло на её экономическое, политическое и культурное развитие. Во время Персидского похода (1722–1723 гг.) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

Внутри страны были проведены важные преобразования во всех сферах жизни. Так, произошло перенесение столицы в созданный в 1703 г. город Санкт-Петербург, деление территории страны на губернии  в 1708–1715 гг., образование высшего органа государственного управления — Сената, создание коллегий и т.п. Изменения в социальной сфере, отразившиеся в указе о единонаследии 1714 г., коснулись слияния двух форм земельной собственности (вотчин и поместий) и превращения дворянской службы в пожизненную. В 1722 г. был утверждён документ, регулирующий порядок перемещения по службе  «Табель о рангах». В 1721 г. Пётр I введением «Духовного регламента» официально упразднил Патриаршество в Русской Церкви и создал для её управления Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Правительствующий Синод. Благодаря военной реформе сложилась регулярная русская армия и флот, организационной основой которых стали «Устав воинский» и «Устав морской». При Петре была создана Российская академия наук, открыт ряд высших учебных заведений, образована светская общеобразовательная школа, открыты первый в России музей и публичная библиотека, начала выходить первая русская газета «Ведомости», был организован ряд экспедиций в Среднюю Азию и на Дальний Восток и т.д. В 1721 г. Россия стала империей, а год спустя появился указ о престолонаследии, закрепивший самодержавные права монарха на назначение своего преемника.

Деятельность царя оценивалась обществом неоднозначно. Выдвижение на первый план служилого дворянства и чиновной бюрократии, ликвидация патриаршества, утрата церковью политической самостоятельности вызывали недовольство боярства и церковной иерархии. Ответом на многие насильственные нововведения и усиление налогового бремени стали восстания горожан и солдат.

28 января (10 февраля) 1725 г. первый российский император скончался и был похоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Его преемницей стала жена, Екатерина I.

Лит.: Базилевич К. В. Пётр I — государственный деятель, преобразователь, полководец. М, 1946; Брикнер А. Г. История Петра Великого. М., 2004; Валишевский К. Ф. Пётр Великий. М., 2003; Великий реформатор России: К 300-летию со дня рождения Петра I. Воронеж, 2002; Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого. СПб., 1872; Законодательство Петра I. М., 1997; Золотов В. А. История Петра Великого. СПб., 1872; Кара-Мурза А. А. Реформатор: Русские о Петре I. Иваново, 1994; Масси Р. К. Пётр Великий: Личность и эпоха. СПб., 2003; Павленко Н. И. Пётр I. М., 2003; Пётр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках, песнях. СПб., 2000; Письма и бумаги Петра Великого. СПб; М. Т.1-13. 1887-1992; Погосян Е. А. Пётр I — архитектор российской истории. СПб., 2001; Реформы Петра I и судьбы России. М., 1994; Сенигов И. П. Царь-работник и учитель. Пг., 1915; Тарле Е. В. Русский флот и внешняя политика Петра I. СПб., 1994; Щебальский П. К. Государь царь Пётр Великий, первый русский император. Варшава, 1873.

См. также в Президентской библиотеке:

Петр I (1672–1725) // Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года: коллекция;

Битва при Лесной // День в истории. 9 октября 1708 г.;

В Москве издан первый гражданский календарь // День в истории. 8 января 1709 г.;

В Санкт-Петербурге основана Александро-Невская лавра // День в истории. 5 апреля 1713 г.;

Вышел указ Петра I «О ношении платья на манер Венгерского» // День в истории. 14 января 1700 г.;

Заключён Константинопольский мирный договор между Россией и Турцией // День в истории.14 июля 1700 г.;

Заключён Преображенский союзный договор между Петром I и Августом II // День в истории. 21 ноября 1699 г.;

Издан Указ «О должности фискалов» // День в истории. 28 марта 1714 г.;

Морские победы русского флота при Гангуте и при Гренгаме // День в истории. 7 августа;

Одержана первая победа России в морском бою — День Балтийского флота // День в истории. 18 мая 1703 г.;

Основан архив Адмиралтейств-коллегии (Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ)) // День в истории. 28 января 1724 г.;

Основан Главный магистрат // День в истории. 24 февраля 1720 г.;

Основано Царское Село // День в истории. 5 июля 1710 г.;

Петром I подписан первый в России государственно-правовой акт — «Генеральный регламент или Устав» // День в истории. 10 марта 1720 г.;

Петром I основана модель-камера (Центральный военно-морской музей) // День в истории. 24 января 1709 г.;

Петром I утверждена новая азбука // День в истории. 9 февраля 1710 г.;

Русскими войсками взята крепость Выборг // День в истории. 24 июня 1710 г.;

Русские войска овладели крепостью Нотебург // День в истории. 22 октября 1702 г.;

Учреждён орден Святой Екатерины // День в истории. 5 декабря 1714 г.;

Указ Петра I об открытии первых частных аптек в России // День в истории. 3 декабря 1701 г.;

Петром I подписан указ о создании в России первой инженерной школы // День в истории. 21 января 1701 г.