«…Единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград». Президентская библиотека – к 320-летию Летнего сада

5 апреля 2024

«Белеющие статуи в жеманных позах, склонённые друг к другу старые липы, яркая зелень весной или шуршащая под ногами красная и жёлтая листва клёнов, дубов и лип – весь этот уголок, как во времена Петра, так и ныне, не перестаёт быть самым привлекательным…» – так ещё в 1929 году в книге «Летний дворец Петра Первого», доступной на портале Президентской библиотеки, описывал архитектор и реставратор Николай Лансере знаменитый Летний сад. 

5 апреля считается днём рождения Летнего сада. 320 лет назад, в этот день, 1704 года, Пётр I дал распоряжение главе Разрядного приказа Тихону Стрешневу: «Как вы моё письмо получите, изволь, не пропустя времени, всяких цветов из Измайлова не помалу, а больше тех, кои пахнут, прислать с садовником в Петербург». И уже в начале июня во исполнение приказа Петра I в Санкт-Петербург потянулись подводы с цветами и саженцами – каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, южные плодовые деревья из Львова. Сначала в саду высаживали только однолетние цветы – «летники» (от них и пошло название сада – «Летний»). А так как сад задумывался и как «царский огород» – здесь выращивались также овощи и пряные травы.

Строка поэта Петра Вяземского «Полтавская рука сей разводила сад» неслучайна – царь сам нарисовал план парка. Кстати, он был гораздо больше нынешнего.

Как отмечает известный исследователь Петербурга Сергей Князьков в книге «Картины по русской истории» (1913), «Летний сад петровских времён занимал всё пространство между Мойкой и Фонтанкой от Невы до Невского проспекта». 

Разбивались аллеи, строился Летний дворец для Петра, устраивались первые фонтаны. Для их работы установили специальные механизмы, которые подавали воду из реки – так прежняя река Безымянный Ерик стала называться Фонтанкой. Уже к 1715 году сад был благоустроен и украшен скульптурами. Одной из них – мраморной статуей Венеры – Пётр I так дорожил, что приказывал «ставить к ней для охранения часового». Была также обустроена беседка, где обычно отдыхал от суеты царь, столь же любивший собрать мысли в уединённом месте, как и устраивать массовые гулянья, «когда потехе не мешали дела».

«Перед нами аллея Летнего сада в Петербурге петровских времён. Гостеприимный адмирал Пётр Михайлов сегодня дал пир своим „камрадам“ по службе… – описывает Сергей Князьков  рисунок Александра Бенуа «В Летнем саду при Петре Великом». – „Светел сердцем и лицом“ идёт он по аллее сада. День жаркий, и царь Пётр, обыкновенно не очень стеснявшийся в костюме и манерах и любивший по улицам ходить с непокрытой головой, на этот раз, в саду, снял даже и парик…»

В Летнем саду традиционно отмечалось тезоименитство царя и предшествовавший этому празднеству день «преславной виктории» – победы над шведами в Полтавском сражении. Гулянье в Летнем саду и другие празднества происходили при точном соблюдении изданных в 1718 году правил о том, как следует устраивать ассамблеи, – отмечает автор издания «Картины по русской истории».

Праздник начинался около пяти часов вечера; к этому времени на обширной лужайке сада, Царицыном лугу, выстраивались Преображенский и Семёновский полки, «царь угощал солдат, поднося им собственноручно в деревянных чашках вино и пиво, – пишет Князьков. – В саду у одного из фонтанов помещалась царица со всей царской фамилией и дамами двора. В галереях сада ставили столы с фруктами и сладостями. Царь и гости подходили время от времени к угощениям и брали, что кому нравилось. <…> …в открытой галерее на берегу Невы начинались танцы, на лугу тысячами разноцветных огней, с треском и шумом ракет и римских свечей разгорался блестящий фейерверк, всегда искусно составленный самим царём, очень любившим эту огненную потеху».

«Пётр Великий, – рассказывает историк князь Михаил Щербатов в своём сочинении „О повреждении нравов в России“, – не токмо тщился ввести познание наук, искусств и ремёсел, военное порядочное устроение, торговлю и приличнейшия узаконения в своё государство, также старался ввести и людскость, сообщение и великолепие…»

Публику в сад пускали по воскресеньям, и то не всех. В 1752 году Елизавета Петровна распорядилась пускать в Летний сад прилично одетых людей по воскресеньям и в праздничные дни. С мая 1756 года публику чином ниже 2 класса стали пускать только в отсутствие императрицы в Санкт-Петербурге.

В 1783 году была установлена, а через год окончательно оформлена знаменитая ограда Летнего сада, про которую Петр Вяземский напишет такие строки: «Железо, покорясь влиянию огня, / Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды, / За коей прячется и смотрит сад прохлады». Ограда Летнего сада была создана по указу императрицы Екатерины II и «под смотрением» архитектора Юрия Фельтена. Она состоит из столбов, вырезанных из карельского гранита, и кованой решётки, которую в течение 13 лет создавали тульские мастера. «Великое украшение прибавилось к саду построением на Неву высокой железной решетки с 36 столбами из дикого камня. Сии столбы круглы, имеют в вышину 2 сажени [4,2 м], а на столбах расставлены попеременно урны и вазы. На решетках между столбами и на вратах с колесами находятся раззолоченные украшения», – указано в книге доктора Российской Императорской Академии наук Ивана (Иоганна) Георги «Описание российско-императорскаго столичнаго города Санктпетербурга и достопамятностей в окрестностях онаго» (1794), размещённой в электронной коллекции Президентской библиотеки «Санкт-Петербург». «Взгляните на решётку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая лёгкость и какая стройность в её рисунке», – писал Константин Батюшков в очерке «Прогулка в Академию художеств», ознакомиться с которым можно в собрании сочинений литератора, хранящемся в фонде Президентской библиотеки.

В 1855 году в Летнем саду был установлен отлитый в бронзе первый в Петербурге памятник поэту Ивану Андреевичу Крылову (1769–1844), которому посвящена одна из персональных коллекций Президентской библиотеки.

О Летнем саде и его ограде ходит много легенд. Одна из них – «о том, как два англичанина приехали нарочно из Англии в Петербург, чтоб посмотреть на решётку Летнего сада, и тотчас уехали», даже упоминается в Петербургской поэме «Двойник»  Фёдора Достоевского. 

Красота Летнего сада неподвластна времени. Столетиями он вдохновлял поэтов, восхищавшихся его величием и покоем. «Летний сад – мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, читаю и пишу. Я в нём дома», – писал Александр Сергеевич Пушкин в письме жене Наталье Николаевне в июне 1834 года. «Весь Летний сад – Онегина глава», – свидетельствовал Самуил Маршак. «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград», – мечтала Анна Ахматова. «Когда о купол золотой / луч разобьётся предрассветный / и лето входит в Летний сад, / каких наград, каких услад / иных / просить у жизни этой?» – вопрошала Белла Ахмадуллина.

Увидеть, как выглядел Летний сад в разные эпохи, можно благодаря богатому иллюстративному материалу: открыткам, картинам, фотографиям, – входящим в электронную коллекцию «Летний сад» на портале Президентской библиотеки.