Президентская библиотека о праздновании Рождества Христова

13 декабря 2024

Рождество Христово, которое православные верующие отмечают в ночь с 6 на 7 января, – особенный, торжественный день. Материалы из коллекции «Новый год и Рождество в России» на портале Президентской библиотеки рассказывают об истории и обычаях, связанных с этим праздником.

В Российской империи празднование Нового года и Рождества было фактически совмещено. При Николае I, благодаря его супруге Александре Фёдоровне, прусской принцессе по происхождению, окончательно вошла в обиход праздничная ель, которую на Рождество украшали по немецкому образцу. В 1897 году в Россию из Европы пришёл ещё один обычай – отправлять поздравительные открытки. Некоторые из таких открыток представлены в разделе «Дореволюционные открытки „С Рождеством Христовым“».

Особое внимание уделялось поздравительным текстам. Настольной книгой в то время называли сборники, в которых подробно рассказывалось, как оформлять образцовые письма, деловые бумаги и коммерческую переписку.

В «Полном русском письмовнике» в 4-х частях (1887) можно найти примеры новогодних и рождественских поздравлений. Например, знакомым писали так: «Поздравляю Вас с наступающим праздником Рождества Христова, желаю от всего сердца также радостно встретить его, как и провести, пользуясь случаем выражаю своё глубокое чувство признательности и уважения, с которым остаюсь Вашим покорным слугою».

Рождество праздновалось как символическое восстановление рая на земле. Об этом читаем в историческом очерке искусствоведа Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1895).

Рассказывать детям о самых важных праздниках начинали с раннего возраста. В помощь родителям было выпущено издание протоиерея Иоанна Бухарева «Самые первоначальные религиозно-нравственные беседы с детьми (о боге, молитве домашней и церковной и важнейших праздниках), изложенные в форме бесед матери с детьми». Этот же автор в своей книге «Рассказы о праздниках православной церкви» пишет о Рождестве: «Оно озарило мир светом Богопознания».

Литературно-художественный семейный журнал «Родина» декабрьский выпуск 1899 года полностью посвятил празднованию Рождества Христова, прославляя его в прозе и стихах: «Эта святая ночь, ночь Рождества, пробудит в сердцах людей те дивные, полные любви и смирения, заветы Богочеловека, которое он завещал миру».

После установления советской власти и перехода на новый календарь меняются и праздники. До 1919 года Рождество отмечалось 25 декабря, а после стало отмечаться 7 января.

В 1929 году и Рождество, и Новый год были отменены и стали обычными рабочими днями. Тогда же создали специальные команды, которые должны были выявлять лиц, решивших поставить праздничные ёлки.

В 1935 году новогодние ёлки для детей вернули, но праздник носил исключительно светский характер. В начале 1990-х годов постепенно возобновилась традиция празднования Рождества.

Коллекция «Новый год и Рождество в России» включает несколько разделов. В разделе «Торжественные слова» собраны раритетные издания разных лет, среди которых «Слово на Рождество Христово, сказанное настоятелем Кронштадтского Андреевского собора протоиереем о. Иоанном Ильичём Сергиевым» (1896).

Раздел «Художественные произведения» знакомит с малоизвестным стихотворением в прозе «Канун Рождества», написанным знаменитым юристом и литератором Анатолием Кони и другими изданиями. В коллекцию также вошли дореволюционные тематические календари и открытки.