Михаил Романов: «Московский князь-вотчинник стал представителем всей Руси, выразителем высших народных стремлений»

21 июля 2017

22 июля 2017 года исполняется 421 год со дня рождения основателя российской царской династии Михаила Фёдоровича Романова. В фонде и на портале Президентской библиотеки представлено большое количество редких книг и документов, рассказывающих о свершениях и личности этого избранного народом монарха.

В основании первого государства на Руси был Дом Рюрика, род которого прервался со смертью в 1598 году царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, не оставившего после себя наследника. С этого года в стране началось тяжёлое время, известное как «Смутное» и продолжавшееся полтора десятилетия.

Освободившийся трон не давал покоя соседним странам и части знатных московских бояр – перипетиям Смутного времени посвящены «Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича» 1856 года, «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» 1913 года и многие другие издания, доступные на портале Президентской библиотеки.

Сначала на русском троне воцарился первый Лжедмитрий и при помощи поляков процарствовал в Москве несколько месяцев. Когда обман раскрылся, бояре выбрали человека из своей среды, Василия Шуйского, обязав его делить с ними царскую власть, но тот был уличён в больших злоупотреблениях и сослан в монастырь с постригом в монахи. Потом поляки привели в Москву своё войско и посадили на трон Лжедмитрия-2… Мародёрство, голод, смертельные болезни обрушились на Русь. Не меньше ослабляла молодое государство измена тех, на кого надеялся народ.

Как пишет В. Берх в книге 1832 года «Царствование царя Михаила Феодоровича и взгляд на междуцарствие», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки: «Митрополит, Князь Голицын и подобные им в твёрдости мужи крайне были опечалены, услышав, что Думный дворянин Сукин, Думный дъяк Васильев, Спасский Архимандрит, Троицкий Келарь Авраамий и многие из Дворян и прочих сословий людей, в свите их находящихся, предались коварным полякам, и получили от польского Короля один жалованные на поместья грамоты, а другие разные награждения, однако же все на счёт России…».

Обрушившиеся на страну испытания «считались тогдашними русскими людьми наказанием Божиим. Все ждали ещё худших бедствий, и они не замедлили разразиться над русской землёй. Стали появляться один за другим самозванцы, и русские люди «измалодушествовались», шли то за одним самозванцем, то за другим», – свидетельствует А. Бельковский в книге 1913 года «Первый царь из дома Романовых. Михаил Феодорович».

Надо было собирать воедино истерзанное государство, и первым шагом на этом пути стало изгнание поляков из Москвы под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, сумевших собрать огромное народное ополчение. Второй по сложности задачей оказались поиски и соборное избрание нового русского царя.

И каким же контрастом по сравнению с теми, кто малодушничал и предавал в жестокие времена Смуты, стала личность первого правителя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича, избранного на царствование Земским Собором 7 февраля 1613 года!..

Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее – патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее – инокини Марфы), Михаил приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу. Принадлежность к роду Рюриковичей и глубокая религиозность семьи Романовых стали самым убедительным аргументом в подборе кандидатуры на русский трон.

Претендентов на престол было немало, среди них, в частности, фигурировали польский королевич Владислав и шведский принц Карл Филипп, русские военачальники и представители известных фамилий, и даже Ворёнок – сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Достаточно подробно события того времени описаны в оцифрованной Президентской библиотекой книге М. Дьяконова 1913 года «Избрание Михаила Фёдоровича на царство»: голосование состоялось «после тщательного обдумывания и размышления, после трёхдневного всеобщего поста и усерднейшего Богу молебствия: слишком великое дело свершалось! Ясно было всем теперь, что спасение России в царе. И царь был избран единогласно».

Делегация во главе с архиепископом Феодоритом и боярином Шереметевым прибыла к пригородному Ипатьевскому монастырю, где на тот момент жили Михаил и его мать Марфа. Михаил, услышав «такое к себе непреложное моление, отрицашеся со многими слезами и рыданием и гневам». И мать его «исполнилась многих слёз, с великим плачем и рыданием» отказала благословить сына на царство. Марфа ссылалась на молодость Михаила, делавшую для него непосильным бремя правления, и еще более на то, что «всяких чинов люди по грехам измалодушествовались, дав свои души прежним государям, не прямо служили», – пишет профессор Д. Цветаев в книге 1913 года «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство».

После шести часов уговоров мать и сын Романовы сдались. У русского государства появился царь, который успешно правил страной 32 года и положил начало династии Романовых.

«Царская власть была выношена русскою историческою жизнью, – резюмирует упомянутый выше автор детального исследования древнерусской избирательной системы. – Из области узких хозяйственных интересов она постепенно возвышалась до интересов общенародных. Московский князь-вотчинник стал представителем всей Руси, выразителем высших народных стремлений, органическим воплощением идеала внешней безопасности и независимости, внутреннего объединения и благополучия. Отсюда, по народному сознанию, образовалась близость царя ко всем и близость всех к нему. Род или лицо, не пользующееся широким народным расположением и доверием, не могло бы положить прочного начала новой династии».

На портале Президентской библиотеки представлена цифровая коллекция «Династия Романовых. Земский Собор 1613 года», в которую вошло около 900 единиц хранения: официальные документы, мемуары, дневники, деловая и личная переписка, фрагменты кинохроники, фотографии и многое другое. Из неё видно, что главным уроком Смутного времени стали осознанная необходимость «крепкой руки государевой» на Руси и высокие нравственные и деловые качества царя, преисполненного ответственности за свой народ.