Материалы фонда Президентской библиотеки раскрывают личность первого министра путей сообщения Российской империи Павла Мельникова

3 августа 2017

3 августа 1804 года родился талантливый русский инженер, первый министр путей сообщения Российской империи Павел Петрович Мельников (1804–1880). На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с раритетными материалами, рассказывающими о его жизни и деятельности.

В сочинении П. П. Мельникова «О железных дорогах» 1835 года есть такое определение: «Распространение и улучшение внутренних сообщений есть, конечно, главнейший источник той деятельности в промышленности и торговле, которая составляет отличительную черту нашего века». Однако за то, чтобы государство начало покрываться сетью железных дорог, автору сочинения и группе единомышленников пришлось побороться.

С открытием в 1837 году Царскосельской железной дороги Россия стала пятой страной в Европе и шестой в мире, построившей рельсовую дорогу общего пользования. Первые годы эксплуатации этой линии показали, что она успешно функционировала в суровых зимних условиях. Казалось бы, была подтверждена целесообразность введения в стране железнодорожного транспорта. Однако противников-ретроградов у данного технического новшества оказалось немало – вплоть до прихода в эту инновационную область новых молодых сил, инженеров нового поколения, символом которого стал Павел Мельников.

В 14 лет он поступил учиться в Московский благородный пансион Василия Кряжева и успешно его окончил, затем был принят в Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения, откуда его зачислили сразу на III курс института. «Блестящие способности, быстрота соображения и вообще талантливость Мельникова были замечены ещё тогда, когда он учился в Институте путей сообщения, – пишет В. А. Панаев в книге 1889 года «Четыре министра путей сообщения», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки. – Его служебный путь был, можно сказать, триумфальным шествием. Мельников был сначала репетитором, впоследствии блестящим профессором прикладной механики и в то же время исполнял разные практические поручения».

Когда в Европе начали интенсивно строить железные дороги, Мельникова отправили за границу для их изучения. По возвращении он продолжил преподавание в институте, но когда император Николай I задумал строить железную дорогу из Петербурга в Москву, профессора Мельникова вновь отправили за границу, поручив ему ознакомиться с дорогами в Соединённых штатах Америки. Вернувшись, Мельников поставил вопрос о безотлагательном строительстве дороги Санкт-Петербург – Москва. В подробном отчёте о поездке он подверг критике существовавшие за границей нормы строительства железных дорог и дал ряд новых предложений, основанных на отличном знании железнодорожной техники и свидетельствовавших о самобытности русской инженерной мысли. Так, например, он предлагал другую ширину колеи и земляного полотна, представил собственные оригинальные расчёты основных путевых устройств. Всё это существенно отличалось от западноевропейских образцов.

«Железные дороги, – писал он в отчёте, процитированном в книге «Четыре министра путей сообщения», – представляют преимущество скорости, которое даёт им высокое назначение в системе внутренних сообщений государства. Государство, имеющее полную систему железных дорог, допускающих, в пример, скорость в четыре раза большую скорости обыкновенной почтовой езды, может быть рассматриваемо, в отношении администрации и взаимных сношений, как бы сосредоточенным на пространстве в 16 раз меньшем. Такое сближение пределов государства представляет слишком большие выгоды, чтобы рано или поздно ими не воспользоваться».

8 марта 1841 года царь приказал учредить комиссию для составления проекта железной дороги между Петербургом и Москвой. В числе других в комиссию вошли Мельников и его соратник Н. О. Крафт. И хотя председателем комиссии был назначен шеф жандармов Бенкендорф, её душой и главным составителем проекта стал Павел Петрович Мельников, назначенный начальником Северной дирекции.

Департамент железных дорог отпустил на изыскательские работы всего 4000 рублей. На эти деньги надо было нанимать работников из числа крестьян и на протяжении более 600 верст рубить просеки. Работы производились вручную. Единственными «механизмами» были тяжёлая железная кирка, лопата, тачка, носилки и огромный деревянный молоток в виде кирки для подбивки шпал балластом.

Официальное открытие магистрали Петербург – Москва состоялось в ноябре 1851 года. В этот знаменательный день по железной дороге двинулся первый «всенародный поезд». С утра огромное количество людей столпилось перед построенным архитектором К. А. Тоном Николаевским вокзалом и наполнило обширные «сени» (вестибюль), чтобы воочию увидеть движение нового транспортного средства…

Выдающаяся роль Мельникова в сооружении магистрали подчеркивалась в преподнесённом ему специальном адресе Института путей сообщения. Там говорилось, что Петербургско-Московская железная дорога «с её величественными сооружениями представляет вдвойне замечательный памятник практической деятельности Вашей: как самый важный путь сообщения России и как школа образовавшихся под руководством Вашим строителей. Воздвигнутые ими сооружения, из которых многие известны всему учёному миру, по справедливости увеличивают блеск Ваших собственных деяний».