Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1851)

Биография

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 августа 1863 году в селе Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии (ныне Киржачский район Владимирской области) в имении родителей, где и провёл детство. Сергей так и не получил диплом об образовании. Проучившись три года в Александровском (бывшем Царскосельском) лицее Петербурга, оставил его в 1886 году, не закончив полного курса. Та же история произошла и с физико-математическим факультетом Петербургского университета (1886–1888), с Императорской Военно-медицинской академией (1888–1890), и даже с Императорской Академией художеств: он всюду поступал, но бросал не доучившись.

В 1890 году Сергей Михайлович женился на Анне Александровне Лавровой и по протекции тестя занял должность директора правления на его предприятиях в Гатчине. Примерно в это же время Сергей Прокудин-Горский всерьёз увлекся фотографией и техническими исследованиями в этой области.

В 1898 году С. М. Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО), где регулярно выступал с докладами. Многие темы, которое он затрагивал, актуальны и сегодня – например, «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Также С. М. Прокудин-Горский выпускал книги по техническим аспектам фотографии: «О фотографировании ручными фотоаппаратами», «О печатании с негативов». На Всемирной выставке в Париже 1900 года выставлялись и работы Прокудина-Горского.

В 1901 году Сергей Михайлович открыл в Петербурге фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую, при которой позднее появились лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель».

Получив задание от ИРТО создать курсы практической фотографии, в 1902 году С. М. Прокудин-Горский некоторое время учился в Германии в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге, которой руководил профессор Адольф Мите, недавно создавший технологию трёхцветной естественной фотографии. Суть его метода основывалась на теории цветоощущения Джеймса Максвелла, доказавшего, что для воспроизведения того или иного спектрального состава излучения достаточно использовать три первичных цвета – красный, зелёный и синий. Все другие цвета и оттенки получаются посредством их смешивания. Мите фотографировал по очереди через светофильтры синего, зелёного и красного цветов, а полученные три негатива-слайда демонстрировались через проектор.

Вернувшись в Россию, Прокудин-Горский усовершенствовал эту технологию, в частности разработал новые методы, повышавшие чувствительность фотопластин к видимому спектру. Новая технология позволяла делать цветные кадры в одну экспозицию, а также обеспечивала намного более качественную передачу цвета и деталей – и, как потом выяснилось, полученные негативы оказывались долговечнее. В 1905 году Сергей Прокудин-Горский запатентовал свой химический состав-сенсибилизатор, с помощью которого делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Предположительно первую серию цветных фотоснимков Прокудин-Горский сделал в 1903 году, во время поездки по окрестностям Петербурга и по Финляндии.

Воодушевлённый результатом, из всех последующих поездок Прокудин-Горский привозил удивительные цветные снимки: Туркестан, Кавказ, Крым, Киев, а также Рим, Милан, Париж, Берлин… и, конечно же, Москва и Санкт-Петербург.

Довелось мастеру сделать фотографии и таких знаковых исторических личностей, как Лев Толстой и Шаляпин (последний ещё и в роли Мефистофеля).

В мае 1909 года состоялась встреча Сергея Прокудина-Горского с императором Николаем II и его семьёй, во время которой фотограф показывал свои работы. Царю настолько понравилось увиденное, что он поручил Прокудину-Горскому снять серию цветных диапозитивов, иллюстрирующих природу, жизнь и быт народов России и Средней Азии.

Николай II распорядился оказывать Прокудину-Горскому помощь «на местах», выделять ему транспорт и провожающих. Фотографу предоставили документы, позволяющие проходить и проезжать абсолютно везде, а государственным служащим было предписано оказывать ему всяческую поддержку. По приказу императора для Прокудина-Горского изготовили специальный вагон с фотолабораторией. При необходимости в его распоряжении были пароход с командой, лодка-моторка и даже автомобиль «Форд»!

В 1909–1916 годах Сергей Прокудин-Горский объездил значительную часть Европейской территории России, Карелию, Белоруссию, Литву, фотографировал на Урале, в Средней Азии, Крыму и на Кавказе. Он запечатлел виды городов, архитектуру храмов и монастырей, промышленные предприятия, инженерные сооружения, а также бытовые сцены, облик местных жителей, национальные костюмы. Результатом этого труда стали сотни цветных фотографий, каждая из которых является уникальным документом эпохи.

В 1913 году Прокудин-Горский учредил акционерное общество для совершенствования цветного кинематографа. Во время Первой мировой войны фотограф снимал хронику боевых действий, обучал лётчиков аэрофотосъемке, а также консультировал военное ведомство по вопросам фотографии и киносъёмки.

Сразу после Октябрьской революции Прокудин-Горский остался работать в России и вошёл в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники. В августе 1918 года по заданию Наркомата просвещения он отправился в командировку в Норвегию и не вернулся в Россию.

Сначала Прокудин-Горский жил в Лондоне, где опубликовал серию статей в журнале по фотографии, а также получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии».

С 1921 года Прокудин-Горский поселился во Франции, в Ницце, где открыл фотомастерскую. Сюда же позднее перебралась и его семья.

Хотя Прокудин-Горский привёз во Францию уникальный метод цветной фотопечати, который мог быть весьма востребован в коммерческой рекламе, экономическое положение семьи в эмиграции было сложным. До 1936 года Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, где демонстрировал свои снимки. Последние годы жизни фотограф провёл в Париже.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался 27 сентября 1944 года в Париже, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

За свою жизнь С. М. Прокудин Горский сделал более 4000 фотографий, но доступна только часть этого наследия. В 1948 году 1902 цветных негатива и 710 черно-белых фотографий наследники фотографа продали Библиотеке Конгресса США.

На сегодняшний день известны 2708 снимков, сделанных Прокудиным-Горским в России и за рубежом. Остается неизвестной судьба примерно половины архива фотографа, которую не удалось переправить во Францию. Предположительно, цветные диапозитивы могли быть спрятаны на даче Прокудина-Горского под Лугой (Ленинградская область) и погибли в годы Великой Отечественной войны, но документальных свидетельств этому нет.

С развитием компьютерных технологий появилась возможность отсканировать негативы в высоком разрешении и объединить их в цветной цифровой снимок высокого качества. Широкий интерес к работам фотографа вызван и тем, что большая часть фотографического наследия Сергея Михайловича Прокудина-Горского находится в свободном доступе в интернете.

 

Литература

Записки Русского Технического общества. 1908, август.

Гаранина С. П. Сергей Михайлович Прокудин-Горский // Достопримечательности России в натуральных цветах. Весь Прокудин-Горский. 1905-1916. Каталог выставки воссозданных фотографий начала ХХ века. М.: Госуд. музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2003.

Нарышкина-Прокудина-Горская Н. А. «Семейная сага. Секунды, минуты, столетия…»  СПб.: Нестор-История, 2010. 470 с.

Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л.: Лениздат, 1991. 222 с.

 

Электронные ресурсы

Прокудин-Горский, Сергей Михайлович // РУВИКИ

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Наследие царского фотографа // Русское географическое общество. Отделение в Республике Башкортостан

Прокудин-Горский. Хронология событий // Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

 

См. также в Президентской библиотеке

С. М. Прокудин-Горский (1863–1944)

Коллекция С. М. Прокудина-Горского из фондов Библиотеки Конгресса США