Сергей Сергеевич Неждановский (1850–1940)

Биография

Сергей Сергеевич Неждановский родился 9 сентября 1850 года в Москве. В 1868 году с серебряной медалью окончил 1-ю Московскую гимназию.

Учился на физико-математическом факультете Московского университета, где познакомился с будущим «отцом русской авиации» Николаем Егоровичем Жуковским.

Увлёкшись исследованиями и изобретениями в области практической механики и воздухоплавания, после окончания университета (1873) Неждановский поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) и некоторое время проучился там, но не окончил его.

В 1880-е годы Сергей Сергеевич начал работать с Н. Е. Жуковским – их сотрудничество продлилось до 1920 года.

В те же годы Сергей Сергеевич занялся проблемами создания реактивных летательных аппаратов. Он писал: «Летательный аппарат возможен при употреблении взрывчатого вещества; продукты его горения извергаются через прибор вроде инжектора». Неждановский проделал некоторые вычисления для реактивного летательного аппарата, приводимого в движение за счёт реакции пороховых газов. Расчёт выполнен для двух вариантов двигателя при давлении пороховых газов в 150 и 200 атмосфер.

В 1883 году он выдвинул идею создания безфюзеляжного самолёта, предложив размещать его несущие части (и, в частности, двигатели) внутри крыла.

В 1890-х годах С. С. Неждановский работал с воздушными змеями и планерами, а также сконструировал несущий винт с приводом от реактивных горелок, установленных на концах лопастей. В те же годы изобретатель предложил ряд оригинальных схем вертолётов: двухвинтовую с перекрытием несущих винтов, одновинтовую с аэродинамическим рулём, одновинтовую с рулевым винтом.

Вдохновлённый работами Жуковского «К теории летания» и «О парении птиц», С. С. Неждановский в 1893 году спроектировал «летающее крыло» – самолёт безфюзеляжной схемы с крылом толстого профиля.

В 1900–1904 годах С. С. Неждановский построил оригинальный летательный аппарат, который назвал «змей-планер». Воздушный аппарат (размахом до 10 метров) запускался в воздух, а затем освобождался от привязанного к нему каната и летел несколько километров, как планер. Эти планеры были настолько устойчивы, что Неждановский использовал их для фотографирования местности, а для чего разработал автоматический затвор к фотоаппарату. С. С. Неждановский также смог обосновать условия продольной и поперечной устойчивости летательных аппаратов.

Большое количество опытов с моделями планеров и самолётов, коробчатыми, этажерочными и другими типами воздушных змеев позволило изобретателю установить ряд закономерностей и создать схему самолёта-биплана. К сожалению, самолёт по схеме Неждановского не был построен.

В 1904–1906 годах Сергей Сергеевич работал в Аэродинамическом институте в посёлке Кучино под Москвой. Здесь Неждановский вплотную занимался аэродинамикой.

Изучая работу воздушного винта, он установил двигатель внутреннего сгорания с пропеллером на стоящую на двух лыжах прямоугольную раму. Так в 1903–1904 годах появилась модель нового транспорта – аэросаней. В 1905 году журнал «Воздухоплаватель» опубликовал заметку про «сани с воздушным винтом для передвижения по снегу». Идея заинтересовала многих – аэросани кинулись разрабатывать все, кому не лень. К тому же для России это был коммерчески выгодный проект!

Неждановский же увлёкся другой идеей. Он обратил внимание, что скорость и проходимость «испытательного стенда» очень сильно меняется в зависимости от состояния снега, и начал работу над теоретическими выкладками. В результате в 1916 году С. С. Неждановский запатентовал первый моторный снегоход, впоследствии названный его именем: сани с оригинальным «лыжно-цепным» движителем. Эта лёгкая одноместная машина с тонкими ведущими гусеницами, очень близкая по конструкции к современному снегоходу, была востребована в годы Великой Отечественной войны.

После революции в 1919–1929 годах С. С. Неждановский работал в Москве, в основанном Н. Е. Жуковским Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

Сергей Сергеевич Неждановский умер 24 октября 1940 года в Москве в возрасте 90 лет.

Научное наследие учёного представляет значительный интерес для истории развития идей реактивного полета и заслуживает более подробного изучения. Записи Неждановского были обнаружены лишь в конце 1950-х годов, поэтому результаты многих его исследований не были использованы в практических разработках.

 

Литература

История воздухоплавания и авиации в СССР / под ред. В. А. Попова. М.: Оборонгиз, 1944. 648 с.

Яковлев-Тернавский А. И. Исследование научной, изобретательской и опытно-конструкторской деятельности С. С. Неждановского в области авиационной науки и техники: автореф. дис. … канд. техн. наук / Ин-т истории естествознания и техники АН СССР. Москва, 1966. 13 с.

Чиненова, В. Н. О создании аэродинамической лаборатории в Кучино // Алгебра, теория чисел и дискретная геометрия: современные проблемы, приложения и проблемы истории: Материалы XVIII Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессоров Б. М. Бредихина, В. И. Нечаева и С. Б. Стечкина. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2020. С. 405–408. 

 

Электронные ресурсы

Неждановский, Сергей Сергеевич // РУВИКИ

Сокольский В. Н. О работах С. С. Неждановского в области реактивных летательных аппаратов (1880–1895 гг.) // Эпизоды космонавтики.

Первые в мире аэросани // Русский хронотоп