Биография
Фёдор Аполлонович Пироцкий родился 17 февраля 1845 года в селе Сенче́ Лохвицкого уезда Полтавской губернии в семье военного врача. Получив домашнее образование, в восемнадцать лет Фёдор поступил в Константиновский кадетский корпус в Санкт-Петербурге, через два года перевёлся в юнкерский класс Михайловского артиллерийского училища.
Во время учёбы будущий инженер проходил практику в Финляндии, где впервые задумался о возможности использования водопадов для получения электроэнергии.
В 1866 году подпоручик Пироцкий был направлен в Печерскую крепостную артиллерию Киевского гарнизона, где познакомился и подружился с подпоручиком сапёрного батальона Павлом Яблочковым, впоследствии – знаменитым электромехаником.
Возможно, именно благодаря общению двух будущих изобретателей у Ф. А. Пироцкого возникла идея создания городского транспорта, управляемого с помощью электричества и не нуждающегося в лошадиной тяге.
В 1869 году Фёдор Пироцкий поступил на строевой факультет Михайловской артиллерийской академии, по окончании которой в 1871 году был назначен ревизором в отдел технических отчётов и смет Главного артиллерийского управления в Санкт-Петербурге.
К этому времени относятся первые изобретения Пироцкого: ознакомившись с производством пушек, он разработал систему доменных печей с тройными стенками для выплавки чугуна, благодаря чему уменьшился расход топлива при плавке металла. Одновременно Ф. А. Пироцкий предложил новую систему комнатных печей.
В 1874 году, во время изучения отчётов с артиллерийских полигонов, Пироцкий заинтересовался серией проводимых там экспериментов по передаче электроэнергии на расстоянии.
Пироцкого очень заинтересовали эти опыты. Конечную задачу он сформулировал так: преобразовать механическую энергию водопада или паровой машины в электричество и передать его на расстояние.
В то время применялся только постоянный ток, а для его передачи требовались проводники большого сечения. Ф. А. Пироцкий предложил использовать в этом качестве железнодорожные рельсы. В его конструкции рельсы, изолированные от земли, были подключены к генератору Грамма; один был прямым проводником, а другой – обратным.
В 1874–1876 годах Пироцкий провёл ряд опытов по передаче тока по рельсам на участке железной дороги под Сестрорецком длиной 3,5 версты. Летом 1876 года инженер смог заставить работать двигатель, находившийся более чем в километре от источника питания.
Результатах эксперимента Ф. А. Пироцкий представил в статье «О передаче работы воды, как двигателя, на всякое расстояние посредством гальванического тока», опубликованной в «Инженерном журнале» № 4 за 1877 год.
Дальнейшие эксперименты Пироцкого были связаны с преобразованием электроэнергии в механическую работу: нужно было заставить вращаться колёса устройства, движущегося по рельсам.
Однако реализацию своей идеи и дальнейшие опыты Фёдор Аполлонович был вынужден отложить на три года – он был отправлен в командировку по долгу службы и вернулся в Петербург только в 1879 году.
Летом 1880 года Пироцкий принялся за реализацию собственного изобретения, проводимую на личные средства. Он приобрёл 6,5-тонный двухъярусный бельгийский типовой вагон для конки и оборудовал его всем необходимым: под вагоном был размещён электродвигатель и редуктор, который осуществлял при помощи зубчатого механизма передачу движения от двигателя к осям вагона.
12 апреля 1880 года на первой в мире специальной Электротехнической выставке в Петербурге Ф. А. Пироцкий сделал публичный доклад на тему «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники – рельсы и провод)», в том числе и для движения поездов. Расчёты были выполнены совместно с физиком Дмитрием Лачиновым.
22 августа 1880 года в прессе появилось легендарное сообщение: «…в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колёса вагона».
Петербуржцы были первыми в мире пассажирами электрического трамвая, которых катал их по улицам столицы почти месяц. Вагон вмещал 40 пассажиров. У первого электрического трамвая даже был номер – 114. Длина пути по Рождественскому вагонному парку составляла 85 метров. Электрический трамвай развивал скорость 8–12 км/ч, что было сравнимо со скоростью движения лошади рысью. Для питания электродвигателя по рельсам передавался постоянный ток напряжением 100 В.
Испытания проводились в присутствии руководства Второго общества конно-железных дорог, так как Ф. А. Пироцкий надеялся заинтересовать транспортных монополистов столицы изобретением, сулившим им немалую выгоду. Однако появление электрического трамвая вызвало протесты владельцев конно-железных дорог, поэтому на предложение изобретателя ответили отказом.
К концу сентября 1880 года у Пироцкого закончились средства на продолжение эксперимента, но его изобретением уже стало известно во всем мире. Из Германии к Фёдору Аполлоновичу приезжал Карл Сименс (один из владельцев компании Сименс), очень заинтересовавшийся электрическим трамваем.
Уже через несколько месяцев братья Сименс запустили первую пассажирскую электрическую трамвайную линию, связавшую Берлин с его пригородом Лихтерфельде. В России же изобретение Пироцкого стало востребованным лишь спустя 12 лет: в 1892 году первый трамвай запустили в Киеве, так как там применение лошадиной тяги осложнялось городским рельефом. В Петербурге же эксплуатация электрического трамвая началась только в 1907 году, после того как в результате судебных тяжб город выкупил права у владельцев конно-железных дорог. К сожалению, сам Пироцкий до этого момента не дожил.
В 1881 году Фёдор Пироцкий представил модель железной дороги на электротяге на Международной электротехнической выставке в Париже.
Вынужденно прекратив работы над трамваем, Пироцкий переключился на другие проекты. В том же 1881 году в Санкт-Петербурге он проложил первый подземный электрический кабель для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к технической артиллерийской школе. Также он был автором проекта централизованной подземной городской электросети, что подтолкнуло власти столицы к строительству центральной электростанции. Последним местом службы изобретателя стала Ивангородская крепость.
В 1888 году Ф. А. Пироцкий должен был наследовать небольшое имение, для оформления которого был вынужден уйти в отставку, не дослужив в армии несколько месяцев до выслуги 25 лет, что позволило бы ему иметь максимальную пенсию. К сожалению, из-за волокиты и ошибок в документах наследства Пироцкий так и не получил. Сильно ограниченный в средствах, Фёдор Аполлонович поселился в военном пансионате в городе Алёшки Херсонской области.
Ф. А. Пироцкий скончался 28 февраля 1898 года на 54-м году жизни, похоронен на городском кладбище в Алёшках.
Изобретателя похоронили в кредит в счёт описанного и позднее проданного с молотка имущества.
В Петербурге имя талантливого инженера увековечено в названии сквера недалеко от того места, где Фёдор Пироцкий проводил свои опыты по запуску трамвая. В музее городского электротранспорта Санкт-Петербурга представлена модель электрического трамвая с № 114.
Литература
Григорьев, Н. Д. Из истории электротехники Федор Аполлонович Пироцкий (К 170-летию со дня рождения) // Электричество. 2015. № 3. С. 64-67.
Ржонсницкий Б. Н. Ф. А. Пироцкий и его работы в области электротехники. [М.: Б. и., 1951]. 451 с.
Ржонсницкий Б. Н. Федор Аполлонович Пироцкий. М.; Л.: Госэнергоиздат, 1951. 112 с. (Деятели энергетической техники. Биографическая серия; Вып. 10).
Скоренко Т. Изобретено в России: история русской изобретательской мысли от Петра I до Николай II. М.: Благотворительный фонд "Система": Альпина нон-фикшн, 2017. 533 с.
Электронные ресурсы
Пироцкий, Фёдор Аполлонович // РУВИКИ
Человек дня: Федор Пироцкий // Полит.ру
См. также в Президентской библиотеке
Петербургский трамвай: [цифровая коллекция]
Президентская библиотека ищет доказательства изобретения трамвая в Санкт-Петербурге
Петербургский трамвай: страницы истории – по материалам Президентской библиотеки