Игорь Иванович Сикорский (1889–1972)

Биография

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье известного психиатра, профессора кафедры душевных и нервных болезней Киевского университета И. А. Сикорского.

Игорь с ранних лет слушал рассказы матери об удивительных летательных аппаратах Леонардо да Винчи и сам увлёкся изобретательством, а чуть позже химией.

В 1903–1906 год Игорь Сикорский учился в петербургском Морском училище, куда поступил по примеру старшего брата.

Однако в итоге Игорь решил избрать профессию инженера. Из-за революционных волнений в России Сикорской полгода учился во Франции (1906–1907) в технической школе Дювиньо де Ланно, а потом поступил в Киевский политехнический институт. В 1908 году Игорь стал членом кружка математика и энтузиаста воздухоплавания Н. Б. Делоне при «Воздухоплавательной секции» механического кружка.

В 1908–1911 годах И. И. Сикорский построил две первые модели вертолёта. В ноябре 1909 года аппарат Сикорского грузоподъёмностью 160 кг был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве. Однако ни один из построенных вертолётов не смог взлететь с пилотом. Разочаровавшись в своей идее, Сикорский занялся созданием самолётов.

В 1910 году первый самолёт Сикорского С-2 поднялся в воздух.

Получив в 1911 году лицензию пилота, И. И. Сикорский провёл первый демонстрационный полёт новой машины – С-5. На её последующей доработке, биплане С-6, Сикорский совершил полёт с пятью пассажирами.

Биплан С-6 приняли на вооружение армии Российской империи, а молодой 23-летний инженер стал главным конструктором авиационного отдела «Русско-Балтийского завода». В 1912–1914 году под его руководством там было создано около 20 опытных самолётов.

В 1912–1913 годах И. И. Сикорский построил первый в мире четырёхмоторный самолёт-биплан «Гранд», названный «Русский витязь» для стратегической разведки. Позднее на его основе Сикорский создал гигантский биплан «Илья Муромец», который использовался для дальней разведки и бомбардировки. Он поднимал в воздух 17 пассажиров и обеспечивал высокий по тем временам уровень комфорта, включая свет, тепло, туалет и даже смотровую площадку. Эти разработки Сикорского положили начало созданию самолётов с несколькими двигателями.

Конструктор продолжал совершенствовать модели самолётов, уделяя особое внимание улучшению аэродинамических характеристик. Модернизированный таким образом самолёт С-6а получил большую золотую медаль московской Международной воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года.

На протяжении двух последующий лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов.

В 1915 году И. И. Сикорский создал первый серийно выпускавшийся истребитель сопровождения С-16 для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны аэродромов от самолётов противника.

В 1918 году Игорь Сикорский, не поддержавший революцию, эмигрировал сначала во Францию, а затем в США. Он считал, что там самолёты будут более востребованы из-за обширных территорий.

В 1923 году И. И. Сикорский создал авиационную компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation. К 1939 году в ней было создано около 15 типов самолётов. Кроме того, с середины 1930-х годов Сикорский вернулся к вертолётостроению.

В 1939 году компания Сикорского слилась с фирмой Vought, в результате чего была образована новая авиакомпания Vought-Sikorsky Aircraft. Сикорский занялся конструированием и постройкой вертолётов одновинтовой схемы. Наиболее удачными моделями стали S-51, S-55, S-58, S-61, S-64, S-65.

В 1942 году компания начала производить R-4 – первый в мире серийный вертолёт.

В 1943 году И. И. Сикорский создал собственную вертолётостроительную компанию Sikorsky Aircraft. Он первым начал строить вертолёты с газотурбинными двигателями, вертолёты-амфибии с убирающимся шасси и «летающие краны» (вертолёт-кран S-60 для перевозки грузов на внешней подвеске).

На вертолётах Сикорского впервые были совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны с дозаправкой в воздухе.

В 1957 году И. И. Сикорский вышел в отставку, оставшись почётным консультантом в своей компании.

Игорь Иванович Сикорский скончался в 1972 году в городе Истоне (штат Коннектикут). Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя в Стратфорде.

В память об авиаконструкторе в 1980 году учреждён международный приз имени Сикорского, который вручается за создание лучших вертолётов мира.

 

Литература

Сикорский И. И. Воздушный путь: книга о летательных аппаратах легче и тяжелее воздуха. М.: Родина, 2023. 238 с.

Гришин Е. М. Полет над временем: (К 100-летию со дня рождения пионера авиации И. И. Сикорского). Л.: Б. и., 1989. 47 с.

Михеев В. Р., Катышев Г. И. Сикорский. СПб., Политехника, 2003. 617 с.

Низамова Е. В. Игорь Иванович Сикорский, 25 мая 1889 - 26 октября 1972. М: Комсомольская правда, 2017. 94 с.

Образцов П. А. Игорь Сикорский: четыре войны и две родины знаменитого авиаконструктора. М.: Молодая гвардия, 2021. 238 с.

 

Электронные ресурсы

Сикорский Игорь Иванович // Большая российская энциклопедия

Сикорский Игорь Иванович // Министерство обороны Российской Федерации

Сикорский, Игорь Иванович // РУВИКИ

 

См. также в Президентской библиотеке

Сикорский Игорь Иванович (1889–1972) // Россия в лицах: [цифровая коллекция]