Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939)

Биография

Владимир Григорьевич Шухов родился 28 августа 1853 года в уездном городе Грайвороне Курской губернии (ныне Белгородская область) в семье юриста. В 11 лет поступил в 5-ю петербургскую гимназию, где уже в четвёртом классе проявил свои незаурядные математические способности, найдя собственный простой способ доказательства теоремы Пифагора.

В 1871 году Владимир с отличием закончил гимназию и поступил казённокоштным студентом в Московское Императорское Техническое училище (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана), где преподавали тогда Алексей Летников, Дмитрий Лебедев, Николай Жуковский.

В 1874 году Владимир Шухов представил своё первое изобретение, имевшее практическую ценность, – паровую форсунку для сжигания жидкого топлива, что сделало процесс более безопасным, удобным и экономичным. Закончив в 1876 году училище с золотой медалью, В. Г. Шухов получил приглашение заниматься наукой и остаться преподавать сразу от нескольких учёных, но отклонил предложения – он хотел изобретать!

В том же году как лучший выпускник училища В. Г. Шухов отправился в США в составе научной делегации, где в числе прочего посетил Всемирную выставку в Филадельфии и смог увидеть воочию последние достижения промышленности. Тогда же Шухов познакомился с инженером-предпринимателем русского происхождения А. В. Бари, который принимал русскую делегацию, помогал с логистикой и закупкой оборудования.

После возвращения из поездки В. Г. Шухов поступил на службу в управление Варшавско-Венской железной дороги, где проектировал паровозные депо. Тогда же Владимир стал вольнослушателем Военно-медицинской академии.

Работа была довольно скучной, поэтому Шухов с радостью принял приглашение А. В. Бари возглавить Бакинское отделение нефтепромыслов, принадлежавших товариществу братьев Нобель, в котором Бари недавно стал главным инженером.

Плодотворный союз двух инженеров, Шухова и Бари, продолжался почти полвека и обеспечил Владимиру Григорьевичу то, в чём тот нуждался больше всего, – свободу действий. А. В. Бари не только мог объективно оценивать идеи Шухова, но и был готов финансировать самые смелые его проекты.

Шухов и Бари модернизировали Бакинское отделение нефтепромыслов: по заказу братьев Нобель они построили первый в Российской империи нефтепровод (1878). Шухов разработал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища, осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива, разработал метод подъёма нефти с помощью сжатого воздуха – эрлифт.

Важным открытием Владимира Шухова стал процесс крекинга, позволяющий разделять нефть на фракции. При её перегонке теперь можно было получать не только керосин, но и моторные масла, солярку, мазут, бензин. Это изобретение стало широко использоваться с появлением автомобилей с бензиновым двигателем. Первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти Владимир Шухов сконструировал и запатентовал вместе со своим помощником Сергеем Гавриловым в 1891 году. Запатентованная ими установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе.

В 1880 году А. В. Бари создал свою фирму «Техническая контора инженера А. В. Бари» (позже «Строительная контора инженера А. В. Бари»), куда пригласил Шухова на должность главного конструктора и главного инженера.

Вернувшись в Москву, Владимир Григорьевич начал работать с металлическими конструкциями. Первым проектом Шухова стали уникальные светопрозрачные арочные конструкции перекрытий и крыши Верхних торговых рядов в Москве (ныне ГУМ).

За следующие 15 лет работы в «Строительной конторе» (1880–1895) В. Г. Шухов получил девять патентов на следующие изобретения: горизонтальный и вертикальный паровые котлы, нефтеналивная баржа, стальной цилиндрический резервуар, висячее сетчатое покрытие для зданий, арочное покрытие, нефтепровод, промышленная крекинг-установка и ажурная водонапорная гиперболоидная башня, представленная на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году (сейчас находится в селе Полибино Липецкой области). Шухов стал прототипом героя повести Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».

После Нижегородской выставки Владимир Шухов стал получать многочисленные заказы. Он спроектировал и построил множество водонапорных башен, несколько железнодорожных мостов с пролётами и даже сделал проект водоснабжения Москвы. Из проектированных Шуховым 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен до наших дней сохранились около 20: кроме уже упомянутой это водонапорные башни в Подольске, Лобне (Московская область), Петушках (Владимирская область), в Краснодаре. Подобные гиперболоидные башни впоследствии были возведены во многих городах мира.

Кроме того, в Нижегородской области (примерно в 12 км от города Дзержинск на левом берегу Оки) сохранилась единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, выполненная в виде сетчатой башни высотой 128 м.

После революции 1917 года В. Г. Шухов остался в России, так как считал, что «мы должны работать независимо от политики». Отношение В. Г. Шухова к происходящему в стране было неоднозначным, его сыновья поддержали Белое движение и впоследствии были репрессированы. Несмотря на это, В. Г. Шухов отверг множество приглашений эмигрировать, а все права на свои изобретения передал государству.

Многие крупные стройки СССР связаны с именем В. Г. Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой (Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты), Челябинский тракторный завод и завод «Динамо», первые магистральные трубопроводы, башенная конструкция линии электропередачи через реку Оку, мартеновские цехи Выксунского, Петровского, Таганрогского заводов, завода «Азовсталь», «Советский крекинг» в Баку и т. д.

В 1919 году Шухов начал проектировать башню для радиостанции на Шаболовке – телескопическую конструкцию из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций высотой 160 метров. В 1922 году с неё состоялся первый радиоэфир, а в 1939 году началось телевещание. Сегодня Шуховская башня включена в Список памятников культуры с охранным статусом, один из семи архитектурных шедевров русского авангарда.

В 1928 году Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1929 стал её почетным членом.

Последним проектом В. Г. Шухова стало восстановление после землетрясения медресе Улугбека в Самарканде в 1932 году. Благодаря уникальному инженерному проекту Шухова удалось спасти архитектурный памятник XV века и выпрямить «падающий» восточный минарет.

Владимир Григорьевич Шухов умер в 1939 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Многие работы Шухова не только сохранились, но и активно используются до сегодняшнего дня.

Гиперболоидная конструкция Шухова не потеряла своей актуальности и в XXI веке. Самая высокая (до 2012 года) телебашня в городе Гуанчжоу (Китай) высотой в 600 м, построенная в 2005–2009 годах, создана на основе проекта Шухова.

Имя инженера увековечено в названиях улиц, учебных заведений и даже астероида.

За выдающиеся инженерные достижения международный Союз научных и инженерных объединений ежегодно вручает Золотую медаль имени В. Г. Шухова.

 

Литература

Арнаутов Л. И., Карпов Я. К. Повесть о великом инженере. М.: Московский рабочий, 1978. 238 с.

Гений В. Г. Шухова и современная эпоха: материалы междунар. конгресса М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. 319 с.

Металлические конструкции академика В.Г. Шухова: [Сб. ст.] / АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники памяти. М.: Наука, 1990. 106 с.

Рудин А. В. Владимир Григорьевич Шухов. К 150-летию со дня рождения. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. 70 с.

Шухова Е. М. Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 366 с.

 

Электронные ресурсы

Шухов, Владимир Григорьевич // РУВИКИ

Владимир Шухов // Живое наследие

Владимир Шухов // Культура.РФ

Труды и дни инженера В.Г. Шухова // Подшивка журнала «Наше наследие» (№70. 2004)

 

См. также в Президентской библиотеке

Шухов Владимир Григорьевич (1853–1939) // Россия в лицах: [цифровая коллекция]