Биография
Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире в семье юриста и преподавателя изобразительного искусства. Когда Михаилу было полтора года, семья переехала в Санкт-Петербург, где он окончил 3-ю классическую гимназию. Михаил отлично владел несколькими языками и читал в подлиннике античных авторов. В девятилетнем возрасте, побывав на авиационном представлении, Михаил Тихонравов увлёкся авиацией и пронёс этот интерес через всю жизнь.
После революции семья Тихонравовых вернулась во Владимирскую губернию и поселилась в городе Переславль-Залесский. В 1919 году М. К. Тихонравов добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию (РККА), был заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского уездного военного комиссариата.
В 1920 году М. К. Тихонравов поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского), где начал свою конструкторскую деятельность: совместно с Владимиром Вахмистровым построил планер «Змей Горыныч». Планер представлял СССР на Ронских международных соревнованиях в Германии в 1925 году и показал прекрасные результаты – поднялся на высоту 265 м и пролетел 11 км.
Планеры «Змей Горыныч», «Жар-птица», «Комсомольская правда», «Гамаюн», «Скиф» неоднократно участвовали во всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле, на них были установлены различные всесоюзные рекорды. На одном из таких соревнований Михаил Тихонравов познакомился с Сергеем Королёвым. В дальнейшем они стали соратниками и единомышленниками, вместе занимались созданием реактивных двигателей и ракет.
Окончив институт в 1925 году, Михаил Тихонравов течение пяти лет работал в самолётостроительном конструкторском бюро под руководством крупнейшего конструктора Н. Н. Поликарпова. Он участвовал в создании самолётов У-1, И-3, Р-5, И-6, а также знаменитого «кукурузника» У-2 (с 1944 года – По-2), который выпускался до 1954 года. Одновременно Тихонравов серьёзно изучал теоретические основы ракетной техники.
В 1920–1930 годах М. К. Тихонравов исследовал полёт птиц и жуков с целью создания аппарата с машущими крыльями. В 1937 году вышла его книга «Полёт птиц и машины с машущими крыльями», долгое время остававшаяся единственной работой по созданию орнитоптеров.
В 1932 году С. П. Королёв предложил Тихонравову возглавить бригаду по разработке баллистических ракет с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) в только что созданной группе по изучению принципов реактивного движения (ГИРД). 17 августа 1933 года на инженерном полигоне в Нахабине был успешно осуществлён пуск сконструированной Тихонравовым «ракеты 09» – первой советской жидкостной ракеты: за 18 секунд полёта она поднялась на высоту 400 м. Руководил пуском С. П. Королёв. Тихонравов и Королёв были награждены значками «За активную оборонную работу».
В этом же году Михаил Клавдиевич начал работать в первом в мире Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), созданном на базе Ленинградской газодинамической лаборатории и ГИРД. Тихонравов руководил отделом по разработке снарядов для реактивного миномета катюша, а Королёв стал начальником отдела летательных крылатых аппаратов с ЖРД.
В 1934 году Михаил Клавдиевич выступил с докладом на первой Всесоюзной конференции по изучению стратосферы, где впервые обосновал возможность полёта человека в ракете. Примерно в это время произошла встреча Тихонравова с «космическим мечтателем» Константином Эдуардовичем Циолковским, которая произвела на конструктора незабываемое впечатление и оказала большое влияние на его дальнейшую деятельность.
В 1940–1943 годах М. К. Тихонравов возглавлял конструкторскую группу, которая занималась разработкой нового опытного истребителя-перехватчика «302» с комбинированной силовой установкой (жидкостный реактивный двигатель и воздушно-реактивный двигатель). В 1945 году он приступил к разработке проекта ВР-190 – пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км. Одновременно Тихонравов продолжал проектирование составных ракет пакетной схемы, разрабатывая способы расчёта траекторий их полётов.
В 1946 году работы над проектом ВР-190 были переданы из НИИ-1 во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук. Долгие годы за ним сохранялась роль научного координирующего органа среди научных организаций Министерства обороны по развитию баллистических ракет всех классов.
15 марта 1950 года Михаил Тихонравов на научной конференции рассказал о результатах своих исследований по составным ракетам и созданию искусственных спутников Земли. Тогда руководство института сочло его идеи фантастическими и отвлекающими от текущей работы. Конструктор был отстранён от должности и ему запретили заниматься данной проблемой. «Группа Тихонравова» исследования не прекратила – запретной темой занимались во внерабочее время. Михаил Клавдиевич посылал результаты работы С. П. Королёву. Позже его разработки послужили основой для создания двухступенчатой ракеты.
Благодаря усилиям С. П. Королёва с января 1954 года в НИИ-4 была официально открыта тема «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли», научным руководителем которой стал М. К. Тихонравов. Главной задачей значилось создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной преодолеть земное тяготение. К середине 1954 года полностью был определён технический облик ракеты Р-7, а в 1955 году М. К. Тихонравов представил три варианта искусственных спутников различного назначения. 4 октября 1957 года впервые в истории человечества на околоземную орбиту ракетой Р-7 был выведен «Спутник-1» конструкции Тихонравова.
В дальнейшем М. К. Тихонравов вернулся к юношеской мечте и участвовал в разработке тяжёлых межпланетных кораблей для полёта на Марс. После запуска первого искусственного спутника Земли, а затем успешного полёта спутника с живым существом на борту М. К. Тихонравов был удостоен Ленинской премии, а после полёта Юрия Гагарина в 1961 году – звания Героя Социалистического Труда.
М. К. Тихонравов принимал активное участие в проектировании станции «Луна-9», которая 3 февраля 1966 года совершила мягкую посадку на Луну и передала панораму её поверхности; в запуске станций к Венере и к Марсу и станции «Зонд-З», сфотографировавшей обратную сторону Луны.
За свою научно-инженерную деятельность Михаил Тихонравов был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны и различными медалями.
Михаил Клавдиевич Тихонравов умер 4 марта 1974 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его работы признаны во всём мире. Именем М. К. Тихонравова назван Болшевский НИИ Министерства обороны России, главная улица города Юбилейного, выросшего из военного городка при НИИ-4, улицы в городах Королёве и Владимире, а также кратер на Марсе.
Литература
Тихонравов М. К. Полёт птицы и машины с машущими крыльями. М.: Изд. и тип. Оборонгиза, 1949. 208 с.
Брыков А. В. У космоса в плену: [К 100-летию со дня рождения М.К. Тихонравова] М.: Изд-во НИИЦПТ МИА, 2000. 119 с.
Голованов Я. К. Капля нашего мира. М.: Правда, 1988. 464 с.
Зузульский А. И. Ступени в небо: [О М.К. Тихонравове]. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. 309, 28, [2] с.
Кантемиров Б. Н. Михаил Клавдиевич Тихонравов. М.: Наука, 2014. 216 с.
Электронные ресурсы
Михаил Клавдиевич Тихонравов // Музей космонавтики
Тихонравов Михаил Клавдиевич // РУВИКИ
Тихонравов Михаил Клавдиевич / Телестудия Роскосмоса
Михаил Клавдиевич Тихонравов // Большая российская энциклопедия 2004–2017
См. также в Президентской библиотеке