Биография
Юрий Валентинович Кнорозов родился 19 ноября 1922 года под Харьковом в семье главного инженера Южного треста стройматериалов. Ю. В. Кнорозов любил подчёркивать, что его родители были русскими интеллигентами. Пятерых детей они растили «по Бехтереву»: развивали аналитические способности, пытались определить их склонности и таланты.
Юрий учился в Харькове в 46-й железнодорожной школе (1930–1937) и одновременно в музыкальной школе по классу скрипки. Он проявлял способности в изучении как естественных, так и гуманитарных наук. Увлёкшись биологией под влиянием старших брата и сестры, Юрий забросил музыкальные занятия.
После окончания школы он поступил на рабфак при Втором Харьковском медицинском институте. Окончив его в мае 1939 года, Ю. В. Кнорозов планировал получить специальность психиатра. Однако от этих планов пришлось отказаться – он не прошёл медицинскую комиссию, которая была обязательной в то время для врачей.
В 1939 году Ю. В. Кнорозов поступил на исторический факультет Харьковского государственного университета имени А. М. Горького. Здесь он увлекся иероглификой и египетским языком, изучал этнографические обряды – например, шаманские практики.
В 1941 году только что окончивший с отличием второй курс Ю. В. Кнорозов был признан негодным к военной службе и вместе с матерью и сестрой оказался под оккупацией. Только после Харьковской операции 1943 года Ю. В. Кнорозов с родными смог пересечь линию фронта и уехать в Москву, где в тот момент находился отец. Там Ю. В. Кнорозов работал учителем, так как опять был признан негодным к строевой службе. С большим трудом он смог возобновить обучение – его с потерей года приняли на исторический факультет Московского государственного университета (МГУ). В 1944 году Ю. В. Кнорозов был призван в армию – служил в небоевых частях под Москвой телефонистом 158-го артиллеристского полка резерва Верховного Главнокомандования.
После демобилизации Ю. В. Кнорозов продолжил обучение в МГУ на кафедре этнографии. Практику проходил в Средней Азии – Казахстане, Узбекистане, Туркмении. В 1948 году он защитил дипломную работу на тему «Мазар Шамун-наби (среднеазиатская версия легенды о Самсоне)». В 1949 году по этим же материалам Ю. В. Кнорозов написал статью «Мазар Шамун-Наби (некоторые пережитки домусульманских верований у народов Хорезмского оазиса)», которая была опубликована в журнале «Советская этнография».
В одной из своих статей немецкий лингвист Пауль Шельхас заявил, что письмена майя расшифровать невозможно. Ю. В. Кнорозов воспринял это утверждение как вызов: «То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!»
Необходимую литературу учёный нашёл в фондах Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Основными источниками для работы Ю. В. Кнорозова стали изданное в 1864 году «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды и «Кодексы майя», опубликованные в Гватемале в 1930 году братьями Вильякорта.
После защиты диплома Ю. В. Кнорозов несколько раз пытался поступить в аспирантуру, но не был принят, так как имел «подпорченное личное дело» – три года провёл под вражеской оккупацией.
Несмотря на это, Ю. В. Кнорозов продолжил работать над диссертацией по расшифровке письменности майя. Активную поддержку учёному оказали два профессора МГУ – научный руководитель С. А. Токарев и заведующий кафедрой этнографии С. П. Толстой. Благодаря их рекомендации в 1949 году Ю. В. Кнорозов получил должность младшего научного сотрудника в отделе Средней Азии в Музее этнографии народов СССР в Ленинграде, который восстанавливали после войны.
Учёный практически поселился в своем рабочем кабинете.
Ю. В. Кнорозов стремился провести именно лингвистическую дешифровку, т. е. переход к точному фонетическому чтению иероглифов, тогда как другие учёные пытались интерпретировать их, предполагая значение отдельных знаков.
Метод, разработанный и применённый для дешифровки Ю. В. Кнорозовым, получил название метода позиционной статистики. Его суть заключается в следующем: сначала по количеству знаков и частоте появления новых знаков в текстах определяется тип письма (идеографическое, морфемное, силлабическое, алфавитное), потом проводится анализ частоты употребления того или иного знака и позиций, на которых он появляется, после чего определяются функции знаков. Выявление грамматических и морфологических особенностей происходит благодаря сопоставлению текста с материалами на родственных языках. Верность сделанных выводов подтверждается перекрёстным чтением знака в разных позициях и текстах.
Ю. В. Кнорозов перевёл со староиспанского на русский язык «Сообщение о делах в Юкатане» – переложение записей индейца майя о жизни его народа во время испанского завоевания. Эта книга, написанная в 1566 году монахом-францисканцем Диего де Ландой, стала ключом к дешифровке письма. Ю. В. Кнорозов выяснил, что алфавит майя состоит из 29 знаков, которыми были записаны не звуки, а названия испанских букв.
Дальнейшая дешифровка проводилась на основе трёх сохранившихся иероглифических рукописей майя – парижского, мадридского и дрезденского кодексов. Оказалось, что в их текстах встречается 355 самостоятельных знаков. Это позволило Ю. В. Кнорозову определить тип письма как фонетический, морфемно-силлабический – т. е. каждый знак майя читался как слог.
Первая публикация результатов дешифровки «Древняя письменность Центральной Америки» вышла в 1952 году в журнале «Советская этнография». Тогда же учёный стал работать в Кунсткамере.
В Москве 29 марта 1955 года Ю. В. Кнорозов защитил диссертацию на тему «„Сообщение о делах в Юкатане“ Диего де Ланды как этноисторический источник». Ему было присвоено сразу звание доктора исторических наук, минуя кандидата, что в гуманитарной области происходит крайне редко.
Парадоксальным было то, что советский учёный смог расшифровать письмена, ни разу не побывав в Мексике! Работа Ю. В. Кнорозова стала научной и культурной сенсацией как в Советском Союзе, так и за рубежом. В СССР его достижения сравнивали с успехами в освоении космоса.
А в 1956 году Ю. В. Кнорозов сделал доклад на Международном конгрессе американистов в Копенгагене, в котором принимали участие 328 учёных из 34 стран. Выступление вызвало не только оживлённые споры, но и обвинения в «нарушении научной этики» от оппонентов. Труднее всего было смириться с успехами советского учёного главе американской школы майянистики Эрику Томпсону, но и он в итоге признал правоту Ю. В. Кнорозова.
В 1975 году в монографии «Иероглифические рукописи майя» Ю. В. Кнорозов опубликовал полный перевод всех имеющихся текстов майя, за что был награждён Государственной премией СССР.
Всю свою творческую жизнь учёный продолжал работу с древними текстами майя. После прочтения рукописей начались исследования надписей на керамических сосудах и монументальных памятниках. Ю. В. Кнорозов постоянно обращался к теме общего происхождения мезоамериканского письма, «подбираясь», как он говорил, к дешифровке так называемой эпиольмекской письменности.
По методу Ю. В. Кнорозова и под его непосредственным руководством были начаты работы по изучению и расшифровке памятников других систем древнего письма: Фестского диска (минойская культура), Киданьской письменности древней Монголии X–XII веков, протоиндийского письма (письменности долины Инда), древнего андского письма, пиктографии айнов (Япония), кохау ронго-ронго (письмо острова Пасхи).
Посетить земли майя учёному удалось только в 1990-е годы: он побывал в Гватемале, несколько раз в Мексике и США, где в полевых условиях проверял последнюю из своих гипотез – о происхождении мезоамериканцев.
В 1995 году Ю. В. Кнорозов получил награду, имевшую для него особое значение: в посольстве Мексики в Москве ему был вручён серебряный орден Ацтекского орла. Мексиканское правительство вручает его иностранным гражданам за исключительные заслуги перед государством.
Юрий Валентинович Кнорозов скончался 30 марта 1999 года, похоронен на Ковалёвском кладбище под Санкт-Петербургом.
В 2018 году Университет Сан-Карлос посмертно присвоил Ю. В. Кнорозову звание почётного доктора и учредил медаль его имени. Награду вручают деятелям науки и культуры за вклад в изучение и сохранение наследия майя.
В том же году в Мексике в городе Мерида (полуостров Юкатан) установили памятник учёному. Монумент изготовлен на основе чёрно-белой фотографии, где Ю. В. Кнорозов держит на руках любимую кошку Асю, которую он пытался записать в соавторы научной статьи.
Литература
Альбедиль М. Ф. Юрий Валентинович Кнорозов: наука без границ. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2023. 415 с.
Ершова Г. Г. Последний гений ХХ века. Юрий Кнорозов: судьба ученого. М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2022. 793 с.
Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1975. 272 с.
Кнорозов Ю. В. Избранные труды: [сборник] / [сост. и отв. ред. М. Ф. Альбедиль]. Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: Кунсткамера, 2018. – II, 592 с.
Кнорозов Ю. В. Пантеон древних майя // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Москва, август 1964 г. М.: Наука, 1964. 9 с.
Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя / Акад. наук СССР. Ин-т этнографии. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1963. 663 с.
Кнорозов Ю. В. Система письма древних майя: [Опыт расшифровки] / Акад. наук СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. 95 с.
Использованные источники:
Биография Ю. В. Кнорозова // Кунсткамера
Юрий Валентинович Кнорозов // РУВИКИ
Юрий Валентинович Кнорозов // knorosov.com
100 лет со дня рождения Ю. В. Кнорозова // Томское отделение Русского географического общества