Президентская библиотека: Новые поступления в фонды

29 March 2013

Президентская библиотека продолжает формировать электронные собрания учебных изданий по тематике российской государственности.

Следующей после коллекции Учебников по Истории России стала коллекция Учебных изданий по географии.

Данная коллекция представляет собой значительно дополненный и переработанный раздел коллекции Территория России и включает 164 документа.

Материал распределён по трём основным разделам: учебные издания до 1917 г., учебные издания после 1917 г. и методика преподавания географии.

Внутри разделов издания сгруппированы по различным ступеням образования (для начальной, средней, высшей школы) и по территориальному охвату (всеобщая география, география России, родиноведение); внутри подразделов издания расположены в алфавитном порядке.

Предлагаемые материалы позволяют проследить процесс становления и развития географии как учебного предмета в системе образования России в разные периоды.

Истоки российской учебной географической литературы уходят в начало XVIII в. Реформы Петра I, его поездки по Европе привели к тому, что в Россию попали голландские учебники по географии и карты, которые в то время считались лучшими. В этот период ещё не существовало изданий по географии России. В 30-40 гг. XVIII в. появились первые атласы России и научные труды по географии России В. Татищева. Активное изучение бескрайних просторов России (походы на Север, в Сибирь и Дальний Восток) способствовало появлению в 1772 г. первого российского учебника по географии, автор которого неизвестен. А в 1776 г. увидел свет первый учебник Харитона Чеботарёва Географическое методическое описание Российской Империи с надлежащим введением к основательному познанию земного шара и Европы вообще, для наставления обучающегося при Императорском Московском Университете юношества из лучших новейших и достоверных писателей (М., 1776). Половину учебника занимали тексты описания губерний и характеристика населения.

В конце XVIII в. — начале XIX в. русские географические экспедиции стали проводить обширные исследования, на основе которых начали публиковаться статистические сведения о населении и хозяйстве России. Вследствие чего появились труды и учебники Е. Ф. Зябловского: Землеописание Российской империи, Царства Польскаго и Великаго княжества Финляндскаго : для употребления в губернских гимназиях (СПб., 1822), Краткое землеописание Российскаго государства в нынешнем его состоянии, / Изданное от Главнаго правления училищ. Второе тиснение исправленное и дополненное (СПб., 1810), Новейшее землеописание Российской империи. Второе издание : Пополненное сообразно нынешнему состоянию государства и расположенное прилично удобнейшему изучению сей науки (СПб., 1818).

Вскоре в изучении географии стало развиваться краеведческое направление. Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» выдвигался в одном из первых русских учебников географии — учебнике Ф. Студитского в 1840 г. В коллекции представлено несколько работ этого известного географа и педагога: География для детей. [Тетр. 2]. География России для детей : с четырьмя раскрашенными картинками (СПб., 1843), География России : геогр. упражнения для развития способностей детей и для первоначал. изучения своего отечества … . 5-е изд., испр. и доп. (СПб., 1873), Всеобщая география для детей, сост. Ф. Студитским (СПб., 1859), География для детей. Тетр. 1. [ Введение в географию] (Псков, 1840).

В 60-70-х гг. XIX в. в продолжение этой темы появилось новое понятие — «родиноведение». В 1860 г. вышел первый выпуск «Уроков географии» Д. Д. Семёнова, основанных на «родиноведческом» принципе. В коллекцию вошло несколько изданий этого учебника: Уроки географии. Год первый. Приготовительный курс. 4-е изд. (СПб., 1865), Уроки географии. Год первый. Приготовительный курс. 9-е изд., испр. (СПб., 1870), Уроки географии. Год второй. Приготовительный курс (СПб., 1865).

В это же время началось активное издание учебных атласов. Наибольшую известность получили атласы генерала, картографа и издателя А. А. Ильина: Учебный атлас по географии России для средних и низших учебных заведений (СПб., 1868), Учебный географический атлас для 1-го класа гимназий (СПб., 1874), Учебный атлас географии России для средних и низших учебных заведений, состоящий из 5 карт (СПб., 1875), Учебный географический атлас для 2-го класса гимназий (СПб., 1874), Учебный географический атлас Российской империи состоящий из 24 карт (СПб., 1885).

После Октябрьской революции 1917 г. в жизни страны произошли коренные изменения. Однако это далеко не сразу отразилось на преподавании географии и на составе учебной литературы по предмету. В первое десятилетие советской власти в учебном процессе довольно активно использовались переиздания старых учебников, написанных ещё до 1917 г. Например, Давыдкин М. А. География для народных училищ : со многими рисунками в тексте и 2 раскрашенными картами. 8-е изд. (М., 1918).

При этом отдельные учебники после эмиграции их авторов переиздавались уже за границей: Лесгафт Э. Ф. Краткий курс географии России. Изд. 15-е, с 147 рисунками и 25 картами в тексте (СПб; Стокгольм, 1921).

В 30-е гг. XX в. в результате значительной перестройки научной и образовательной системы в Советском Союзе начинают появляться авторы новой формации, которые пишут советские — по форме и содержанию — учебники. Одно из таких изданий: Терехова Л. Г. География. Ч. 1. Учебник для третьего класса начальной школы (М., 1938), Ч. 2. Учебник для четвёртого класса начальной школы (М., 1938).

Параллельно развитию учебников, предназначенных учащимся, совершенствовались и издания, адресованные самим преподавателям географии.

В представленной коллекции отражены далеко не все существовавшие в исторической ретроспективе учебные издания по географической тематике, а потому дальнейшая работа по формированию собрания учебников будет продолжена.