Мировая история и культура: Выставка, посвящённая изображению человека в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени, в Москве
Выставка «Наметив контуры резцом…» Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени» открывается 6 июля 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
Выставка проводится в рамках программы перекрёстных Годов Греции в России, России в Греции. Экспозиция включает в себя 223 экспоната – 197 монет и 26 предметов декоративно-прикладного искусства, торевтики, скульптуры, керамики.
Цель выставки – познакомить зрителя с проблемами восприятия и изображения человека и человеческого тела художниками различных эпох на таких малодоступных широкой публике памятниках миниатюрной пластики, как монеты, медали, глиптика.
Выставка включает в себя пять тематических разделов. Первый, самый обширный, – «Боги и герои» – призван показать, что в представлениях древних боги выглядели как обычные люди, только были бессмертными и обладали несвойственными обычным людям способностями вроде умения предвидеть будущее или исцелять болезни. Их изображения отличали идеальные пропорции тел, а также величественность и спокойствие черт.
Второй раздел носит название «Человеческий фактор». Здесь представлены памятники нумизматики, на которых изображены конкретные исторические личности (например, римские императоры) или вымышленные персонажи (мифические основатели городов).
Третий раздел, «Метаморфозы и персонификации», призван показать, что весь окружавший древних греков и римлян мир оказывался одушевлённым: реки, горы, источники, города, страны и, даже отвлечённые понятия, характеризующие различные человеческие качества, и общественные институты персонифицировались и изображались в виде антропоморфных персонажей.
Раздел «Человеческие формы и художественные вызовы» посвящён всему богатству художественных приёмов, которые использовали мастера различных эпох, пытаясь на миниатюрном поле монетного кружка воспроизвести человека и его тело в моменты покоя или крайнего напряжения, стремясь максимально приблизиться к реальному прототипу, или, наоборот, создать отвлеченный, идеальный, а значит, универсальный образ.
Наконец, в пятом разделе под названием «Распространение традиции антропоморфных изображений» представлены экспонаты, показывающие как античные идеи антропоморфизма развивались и трансформировались в варварском, средневековом и мусульманском мирах.