Международные мероприятия: Выставка «Литва Мстислава Добужинского» в Санкт-Петербурге

11 February 2018

7 февраля 2018 года в Шереметевском дворце - Музее музыки (Санкт-Петербург) состоялось торжественное открытие выставки «Литва Мстислава Добужинского», приуроченной к 100-летию восстановления Литовской государственности.

Это исследование не только жизни художника, но и жизни целой страны между двумя мировыми войнами. Известнейший участник объединения «Мир искусства», график, иллюстратор, живописец, театральный художник, специалист по геральдике Литвы, Мстислав Добужинский принял литовское гражданство в 1924 году, постоянно жил и работал в Литве до конца 30-х годов. Наиболее полное собрание его работ этого периода – театральные эскизы довоенного Государственного театра, городские виды Вильнюса и Каунаса, зарисовки литовской провинции, – экспонируют в Санкт-Петербурге сразу три крупнейших музея Литвы. Масштабный проект Литовского совета по культуре проходит при поддержке правительства Санкт-Петербурга и генерального консульства Литовской Республики. Для широкой публики выставка открыта с 8 февраля по 13 мая 2018 года.

В Петербурге Мстислава Добужинского интересовала «изнанка» города, его брандмауэры, дворы-колодцы, глухие переулки. В литовских столицах и провинциальных местечках художник так же всматривался в скрытую внутреннюю жизнь, неустанно зарисовывал непарадные городские пейзажи. Своеобразие литовской архитектуры мощно повлияло на будущего соратника А. Бенуа и К. Сомова с их страстным интересом к ушедшим эпохам. В 1924 году признанный петербургский художник, сценограф, книжный график Мстислав Добужинский принял Литовское подданство и репатриировался в Литву. С 1925 по 1938 годы он оформил в Государственном театре Литвы (Каунас) множество оперных и драматических спектаклей, заложив основы литовской национальной сценографии. Самые значимые эскизы Добужинского из коллекции Музея театра, музыки и кино Литвы, хранящего около 1200 его работ, будут представлены на выставке. Эскизы к «Пиковой даме» Чайковского (1934), «Борису Годунову» Мусоргского (1930) и другие шедевры театрально-декорационного искусства наглядно продемонстрируют искусство баланса между элементами модерна и авангарда, историзма и декоративной абстракции, столь свойственное мастеру.

В каунасский период Мстислав Добужинский активно занимался не только работой в театре, но и педагогикой, публицистикой, живописью и пейзажной графикой. Ради последней он немало путешествовал по стране. На выставках, организованных в литовский период, Добужинский охотно представлял свои виды Клайпеды, Укмярге, Мариямполе, Алитуса, Пренай, после поездки в Жямайтию – виды Луоки, Седы, Шакенай, Альседжяй. В Риге (Городской художественный музей, 1924), Амстердаме (Городской музей Амстердама, 1928), Париже (Галерея Друэ, 1929), Брюсселе (Дворец изящных искусств, 1931), рядом с видами Петербурга, Гарлема, Рима, Хельсинки, Копенгагена, Парижа выставлялись рисунки вильнюсских церквей и костелов, каунасского кафедрального собора, берегов Немана и городков Малой Литвы.

Оказавшись в США в годы Второй мировой воины, Добужинский показывал свои городские пейзажи на выставках, организованных в первую очередь для литовцев-эмигрантов. Собрание графики Добужинского, после бруклинской выставки 1973 года, получившее название «Старая Литва», было передано в дар Литовской Республике в 2006 году.