Родился известный композитор Александр Александрович Алябьев

15 августа 1787

4 (15) августа 1787 г. в городе Тобольске в семействе родовых дворян родился известный русский композитор Александр Александрович Алябьев.

Отец Алябьева служил вице-губернатором, покровительствовал местному театру и оркестру. Будущий композитор получил хорошее домашнее образование и с детских лет приобщился к занятиям музыкой. В 1796 г. семья Алябьевых переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьёзные занятия музыкой у И. Г. Миллера — знаменитого контрапунктиста, у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев жил в Москве. В 1810 г. были изданы его первые сочинения — «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», два фортепианных вальса, написан первый струнный квартет. Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.

В 1812 г. композитор поступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов. Был награждён орденами Св. Анны 3-й степени «За храбрость», Св. Владимира 4-й степени и медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра. В 1823 г. Алябьев вышел в отставку в чине подполковника.

С 1823 г. композитор жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра, создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах.

В начале 1825 г. Алябьев был арестован по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. В 1828 г., после трёхлетнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижер и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828), и ряд оркестровых произведений.

В 1832-1833 гг. Алябьев жил на Кавказе, в 1833-1834 гг. — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал сборник «Голоса украинских песен» (1834).

Лишь в 1843 г. Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова вошёл в театральную среду, стал писать музыку к драматическим спектаклям.

Деятельность Алябьева развертывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество Алябьева: с ним вошли в русский романс темы гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия. Вокальное творчество также тесно связано с традициями русского городского фольклора начала XIX в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение» и др.), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др.

Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 1830‑х гг. («Песни Баяна» на слова Языкова и др.).

В произведениях 1840-х гг. Алябьев обращался к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени.

Обогащая тематику русского романса, Алябьев стремился к обновлению средств музыкальной выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии.

Обширное и многообразное творчество Алябьева охватывает различные жанры. В области сценической музыки ему принадлежат 6 опер, балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты», около 20 водевилей. В театральной музыке 1820 — начала 1840-х гг. композитор разрабатывал темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театральным инсценировкам поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У. Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» — по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). Большое место в его творчестве занимают инструментальные сочинения: увертюры, симфонии, сюиты, марши и танцы для симфонического и духовного оркестров, камерные инструментальные ансамбли.

Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы. К числу его последних произведений относятся песни на слова поэта-демократа Н. П. Огарёва.

22 февраля (3 марта) 1851 г. Александр Александрович Алябьев скончался и был похоронен в Москве в Симоновском монастыре в фамильном склепе.

Алябьев принадлежит к числу самых выдающихся композиторов первой половины XIX в. Участник Отечественной войны и друг декабристов, он сумел выразить в своём творчестве новые, прогрессивные стремления русского искусства этого времени. С его романсами вошли в русскую музыку темы большого гражданского значения, идеи свободолюбия и патриотизма. В своих произведениях он значительно углубил психологическое содержание русского музыкального искусства, отобразил богатый мир чувств современников, их мечты независимой человеческой личности.

Лит: Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004. Т. 1. А-З. С. 78-79; Горохов В. Симфония судьбы... // Град Тобольск. 2011. № 2. С. 34-35; Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. М., 1966; Дрозд Л. Северный певец // Тюменская старина. Тюмень, 2006. Т. 1. С. 134-137; Календарь знаменательных дат Тюменской области на 1997 год. Тюмень, 1997. С. 29-31; Куликова А. А. Герои Отечества: композитор Алябьев и другие. [Б. м.], 2003; Лазаревский А. Тобольский Россини // Югра. 2004. № 1. С. 66-71; Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: очерк жизни и творчества. М.; Л., 1912; Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. М., 1959; Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. М., 1956.

См. также в Президентской библиотеке:

Большая энциклопедия / под ред. С. Н. Южакова. СПб., 1900. Т. 1. А — Арбросъ. С. 470;

Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевского. СПб., 1890. Т. 1а. Алтай-Арагвай. С. 597.

Материал предоставлен филиалом ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина» в Тюменской области