Голос русской провинции: к 85-летию со дня рождения Александра Вампилова
В Президентской библиотеке хранится обширная коллекция, насчитывающая более 1000 материалов, посвящённых истории театра в России. Уникальные архивные документы, изобразительные и аудиовизуальные материалы рассказывают о становлении традиций русского театра, повествуют о судьбах актёров, режиссёров и тех, чья судьба была связана со столичными и провинциальными театрами в России. Одним из значимых для советского и российского театра является имя драматурга Александра Вампилова – 19 августа 2022 года ему исполнилось бы 85 лет.
Термин «провинция» давно укоренился в нашем сознании. Начиная с XVIII века в русской литературе происходит осмысление понятий «провинциальная жизнь» и «провинциальные нравы». Спустя два века благодаря Александру Вампилову в обиход вошло выражение «провинциальный анекдот».
Вся жизнь Вампилова была связана с «уездными городами»: родился в сибирском городе Черемхово, детство и школьные годы провёл в посёлке Кутулик: «Деревянный, пыльный, с огородами, гостиницей, милицией и стадионом, Кутулик от деревни отстал и к городу не пристал. Словом, районный центр, с головы до пят похожий на все райцентры России, но на всю Россию один-единственный».
Во время учёбы на филологическом факультете Иркутского университета Вампилов написал свои первые рассказы «Персидская сирень» и «Стечение обстоятельств». «Его образование – не трескучая одежда, а вовремя изымаемый инструмент», – позднее скажут о нём современники. Но тогда никто не мог предположить, что поющий под гитару скромный парень с ироничным взглядом или, как он сам о себе говорил, «черемховский подкидыш» в распахнутом пальто вскоре будет являть собой одно из ключевых имён современной драматургии.
«Итак, голос из провинции», – начинал Вампилов свои письма, адресованные завлиту Театра им. Ермоловой Елене Якушкиной.
Пьесы Вампилова стали выходить к столичному зрителю в начале 70-х годов. Москва узнала о нём первая, а Ленинграду его имя открылось после постановки «Старшего сына» в «Театре на Литейном». В это же время Вампилов знакомится с Георгием Товстоноговым, который сразу отметил в нём «особое» понимание жизни и увидел в его пьесах настоящую, большую драматургию, в которой нет ни случайной реплики, ни лишнего слова.
В 1970 году в БДТ выходит спектакль «Провинциальные анекдоты». Когда готовился спектакль, Вампилов часто приезжал в Ленинград из Иркутска, чтобы присутствовать на репетициях. Он был чуток к природе театра, умел «видеть» актёра. Ничто не ускользало от его взгляда и слуха – общаясь с артистами, он подмечал их реплики и сразу вносил в пьесу.
Однокурсник и студенческий друг Вампилова Валентин Распутин полагал, что вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и необходимые для искусства.
В чём драматургическое мастерство Вампилова? В том, что, продолжая «линию Достоевского», он ставит своих героев в ситуацию «порога», внутреннего конфликта, необходимости ответа на экзистенциальные вопросы о сути жизни, смерти, свободы и ответственности. В отличие от Достоевского, «я никого не убил из своих героев», – однажды заявил Вампилов.
Развивая «линию Чехова», Вампилов обнажает внеличностные противоречия, использует жанровый приём «скверного анекдота» и «невероятного происшествия». Каждая вампиловская пьеса начинается как водевиль, затем достигает драматического напряжения и разрешается неожиданным, непредсказуемым финалом. «Нужно писать о том, от чего не спится по ночам», – говорил Вампилов. Благодаря ему на сцену выходит компания – новая для драматургии тех лет социальная группа, внутри которой действует беспокойный, сам себе вредящий герой.
Так в «Утиной охоте» появляется Зилов – непонятный, аномальный, инсценирующий собственную смерть герой, чью человеческую природу долго не могли понять и объяснить критики.
Герои Вампилова говорят простым, обыденным языком, часто используют речевые штампы. Но точность и лаконичность реплик и диалогов таковы, что в целом создаётся такое объёмное пространство текста, которое принято называть «четырёхмерным измерением». Загадке языка драматургии Александра Вампилова посвящён автореферат Анны Овсянниковой «Стилеобразующая роль коннотативных фразеологических единиц в драматургии А. Вампилова» (2012), который находится на портале Президентской библиотеки. Например, чтобы показать, какое положение занимает человек в обществе, Вампилов употребляет устойчивые выражения: важная птица, мышь типографская, товарищ сержант, краса родимого села. В научной работе автор использует термин «кванторное» – «исчислительное» – слово, которое имеет «обобщающий» смысл. Кванторными в пьесах Вампилова являются слова: любой, всякий, вечная мерзлота, во всех случаях жизни, нет времени, воду мутить, выступать в том же составе, круглый год. Так «несложная» речь героев вампиловских пьес создает атмосферу «всеобщего узнавания», выявляет «типическое русское».
При жизни Вампилова сторонники его драматургии сетовали, что пьесы его ещё не до конца поняты, потому что их сразу «не раскусишь», и надеялись, что найдётся режиссёр, который их «откроет».
Сам же Вампилов незадолго до своей гибели признавался, что всё, написанное им прежде, «была юность». Но вот теперь он задумал комедию – о парикмахере, который стал драматургом. В финале главный герой «Несравненный Наконечников» после всех мытарств, которые с ним приключились, мчится вон из театра, а за ним бежит режиссёр, который всё же надумал ставить его пьесу.
Сейчас сложно представить театр без Вампилова. «Старший сын», «Прощание в июне», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты» и другие пьесы Вампилова ставятся на сцене почти всех театров страны.
По просьбе актёра и режиссёра Олега Табакова в Москве возведён памятник трём драматургам – Виктору Розову, Александру Володину и Александру Вампилову, которые «внесли вклад в развитие советского и русского театра и в русскую литературу XX века». В фонде Президентской библиотеки хранится письмо, адресованное художнику Альберту Чаркину, автору этой скульптурной группы, с приглашением на открытие памятника, которое состоялось в 2007 году в Театре под руководством Олега Табакова.
Именем Александра Вампилова назван один из астероидов. В Кутулике действует музей, в котором представлены материалы, связанные с жизнью драматурга в этом посёлке. Иркутскому театру юного зрителя присвоено имя Александра Вампилова. По пьесам и рассказам Вампилова снято множество фильмов. А в 2018 году о нём вышел первый художественный фильм «Облепиховое лето». Так «голос русской провинции» стал национальной ценностью – близким и узнаваемым «силовым полем», объединяющим читателя, автора и «своего» героя.