
Родился русский живописец, акварелист, рисовальщик, профессор живописи Императорской Академии художеств Карл Павлович Брюллов
12 (23) декабря 1799 года родился Карл Павлович Брюллов (Брюлло), крупнейший представитель академической исторической и жанровой живописи, выдающийся мастер парадного и камерного портрета, художник-монументалист, член академий изящных искусств в Милане и Парме и Академии Святого Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств и Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Род Брюлловых имеет французское происхождение. В конце XVII века его представители, бывшие протестантами, вынужденно покинули родину из-за религиозных гонений и осели в Германии. В 1773 году по приглашению русского правительства для работы на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербург приехал орнаментный скульптор Георг Брюлло вместе с тринадцатилетним внуком от покойного старшего сына Иоанна Паулем, который стал родоначальником русской ветви Брюлло. Павел Иванович Брюлло (1760–1833) был дважды женат. Во втором браке, с Марией-Елизаветой Шредер (1778–1825), он имел шестерых детей (двух дочерей и четырёх сыновей), вторым по старшинству из которых был Карл. Старший сын Александр (1798–1877) стал известным архитектором и графиком, большие надежды в живописи подавал третий сын Иван (1814–1834), но он умер совсем молодым в возрасте 20 лет. Известным церковным живописцем стал Фёдор (1793–1869), сын П. И. Брюлло от первого брака.
Первые художественные навыки К. П. Брюллов получил от отца, преподававшего в 1793–1799 годах в Императорской Академии художеств. В 1809 году в возрасте 10 лет мальчик был зачислен в Академию на казённое содержание. К. П. Брюллов учился в классе исторической и портретной живописи у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. По свидетельствам современников, обращал на себя внимание необыкновенным талантом, блестяще проходил художественные классы Академии, почти на всех экзаменах получал высшие отметки. Удовлетворяя требованиям своих академических наставников относительно правильности и точности рисунка, в то же время К. П. Брюллов вносил в свои работы жизнь, грациозность, игривость, отступая от классического стиля. Это умение молодого художника хорошо прослеживается в таких ранних произведениях, как «Гений искусства» и «Парис», за которые в 1817 году он получил большую серебряную медаль, в картине «Нарцисс», удостоенной в 1819 году малой золотой медали.
В 1821 году К. П. Брюллов окончил Императорскую Академию художеств с аттестатом 1-й степени, большой золотой медалью за исполненную им по программе картину «Явление Божие Аврааму в виде трёх странников» и правом пенсионерской поездки за границу для продолжения образования. Однако из-за разногласий с президентом Академии А. Н. Олениным К. П. Брюллов был лишён права на пенсион. Поддержку молодому таланту оказало Общество поощрения художников, основанное в 1820 году в Санкт-Петербурге группой меценатов. По просьбе К. П. Брюллова Общество сделало пенсионером и его брата Александра. 16 (28) августа 1822 года Карл и Александр были отправлены на практику в Италию. В Высочайшем указе, которым было дано соизволение императора Александра I на поездку братьев за границу, их фамилия Брюлло была изменена на русскую по форме фамилию Брюллов, остальные же представители их рода продолжили носить фамилию Брюлло.
В мае 1823 года братья приехали в Рим. Проведённые за границей годы стали периодом творческого становления К. П. Брюллова. Одна из первых самостоятельных работ, картина «Итальянское утро» (1823), произвела большое впечатление в Санкт-Петербурге. Император Николай I наградил К. П. Брюллова бриллиантовым перстнем и попросил написать к ней пару. Однако продолжение, «Итальянский полдень» (1827), вызвало неоднозначную реакцию. В частности, Общество поощрения художников заметило своему пенсионеру, что он выбрал «модель более приятных, нежели изящных соразмерностей».
В Италии К. П. Брюллов писал картины из жизни античного мира, из библейской и русской истории, мифологические и аллегорические картины, сцены из итальянской жизни, пейзажи. Известность ему принесли портреты знатных итальянцев и своих соотечественников. Однако подлинную европейскую славу К. П. Брюллов обрёл с эпохальным историческим полотном «Последний день Помпеи» (1830–1833). По указанию Николая I картина была выставлена сначала в Зимнем дворце, а затем пожалована Академии художеств. Император вызвал художника в Санкт-Петербург для занятия в Академии профессорской должности. В начале 1836 года К. П. Брюллов триумфально вернулся в Россию.
До 1849 года К. П. Брюллов жил и работал в Санкт-Петербурге. Вдохновившись «Историей» Н. М. Карамзина, приступил к работе над полотном из русской истории, которое по задумке должно было превзойти «Помпею». Однако картина «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843) так и осталась неоконченной. В столице упрочилась слава К. П. Брюллова как портретиста. Его перу принадлежат ставшие классическими портреты Н. В. Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837–1838), И. А. Крылова (1839), многолетней покровительницы и музы графини Ю. П. Самойловой с приёмной дочерью А. Пачини (не позднее 1842). В 1847 году К. П. Брюллов приступил к работе над росписью плафона главного купола Исаакиевского собора. Он изготовил эскизы и успел завершить все основные фигуры плафона, но изнурительный труд в сыром недостроенном соборе подорвал здоровье художника. К. П. Брюллов испросил разрешения освободить его от работ и по рекомендации врачей в 1849 году уехал за границу: сначала на остров Мадейра, а затем в Италию.
В Риме в доме семьи итальянца А. Титтони К. П. Брюллов провёл последние два года жизни. Скончался 11 (23) июня 1852 года в возрасте 52 лет в местечке Манциана близ Рима. Тело К. П. Брюллова было с почётом перевезено в Рим и в присутствии членов русской миссии при папском дворе, многих русских и иностранных художников похоронено на кладбище Монте-Тестаччо. На могиле был установлен памятник в форме саркофага, исполненный архитектором М. А. Шуруповым по проекту брата А. П. Брюллова.
Лит.: Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов: жизнь и творчество. 1799–1852. М., 1963; Брюллов Карл Павлович // Русский биографический словарь А. А. Половцова. Т. 3. Бетанкур – Бякстер. СПб., 1908. С. 401–411; Он же [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01002897077?page=403; Брюллов (Брюллов) Карл Павлович // Виртуальный Русский музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/bryullov_kp/index.php; Калугина Н. А. Брюллов Карл Павлович // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/briullov-karl-pavlovich-ddd949/?v=8925622.
См. также в Президентской библиотеке:
Василий Андреевич Жуковский. Портрет работы К. П. Брюллова (1838). [Открытка]. Л., 1969;
Иван Андреевич Крылов. Портрет работы К. П. Брюллова (1841). [Открытка]. М., [между 1923 и 1933];
Кубасов И. Архив Брюлловых, принадлежащий В. А. Брюллову. СПб., 1900 (доступно в электронном читальном зале);
Лясковская О. Карл Брюллов. М.;Л., 1940 (доступно в электронном читальном зале);
ОР ГРМ. Ф. 22 Оп. 1 Док./Ед. хр. 16. Список портретов, исполненных Брюлловым К. П. [1848] (доступно в электронном читальном зале);
ОР ГРМ. Ф. 22 Оп. 1 Док./Ед. хр. 51. Статьи о картинах Брюллова К. П. из иностранных и русских журналов и газет. 1828–1867 (доступно в электронном читальном зале).