
Родился русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин
10 (21) апреля 1735 года в Нижнем Новгороде в семье мелкого торговца родился русский изобретатель, механик-самоучка Иван Петрович Кулибин.
Получив строгое старообрядческое воспитание, И. П. Кулибин рано освоил грамоту и стал помогать отцу в лавке. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. Со второй половины 1750-х годов изучал и конструировал сложные часовые механизмы и другие «механические диковины». В 1758 году, после смерти отца, открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую.
Известность И. П. Кулибину принесли карманные часы величиной с гусиное яйцо, изготовленные в 1764–1767 годах (сейчас они находятся в собрании Государственного Эрмитажа). Часы исполняют несколько мелодий и, помимо циферблата, имеют распахивавшиеся каждый час створки, за которыми металлические фигурки разыгрывают пасхальные сцены. В 1769 году, получив эти часы в подарок, императрица Екатерина II назначила И. П. Кулибина руководителем механической мастерской Петербургской академии наук.
В 1772 году И. П. Кулибин спроектировал 298-метровый одноарочный деревянный мост через Неву. За эту разработку, признанную на заседании Академии наук блестящей, императрица наградила изобретателя именной золотой медалью на Андреевской ленте, однако по разным причинам проект так и не был реализован.
В 1773–1775 годах И. П. Кулибин вместе с оптиком И. И. Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера–Фусса, а в 1779 году продемонстрировал другое техническое чудо, ставшее предшественником прожектора, – «зеркальный фонарь» с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, дававший при слабом источнике света (свечи) большой световой эффект. В 1791 году И. П. Кулибин изготовил «самобеглую» повозку (веломобиль), которая приводилась в движение человеком посредством педального механизма, затем разработал конструкцию протезов, так называемых «механических ног», а в 1793 году построил лифт с винтовым механизмом, который был установлен в Зимнем дворце. Долгое время И. П. Кулибин работал над созданием механических судов для работы на реках – водоходов, способных идти против течения.
В конце жизни изобретатель работал над проблемой создания вечного двигателя и потратил на это все свои сбережения, так что его вдове Марье Ивановне Докукиной пришлось заложить последние стенные часы и занять денег, чтобы достойно похоронить мужа.
Иван Петрович Кулибин умер 30 июля (11 августа) 1818 года в Нижнем Новгороде и был похоронен на Петропавловском кладбище (ныне парк имени Кулибина).
Подавляющее большинство технических решений И. П. Кулибина, намного опередивших своё время, так и не были реализованы. В наши дни фамилия Кулибина стала нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём деле.
Лит.: Кочин Н. И. Иван Петрович Кулибин. 1735–1818. М., 1957; Пипуныров В.Н., Раскин Н. М. И. П. Кулибин. Л., 1986; Свиньин П. Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения. СПб., 1819; Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник. М., 1997.
См. также в Президентской библиотеке:
Кулибин Иван Петрович (1735–1818) // Россия в лицах: [цифровая коллекция].