Утверждён первый Общий Устав российских железных дорог и Положение о Совете по железнодорожным делам

24 июня 1885

12 (24) июня 1885 г. императором Александром III был подписан первый Общий устав российских железных дорог и Положение о Совете по железнодорожным делам.

С января по апрель 1885 г. проект Общего устава и Положения о Совете по железнодорожным делам рассматривались в соединённых Департаментах Государственного совета. В июне эти вопросы обсуждались его общим собранием, а 12 (24) июня Устав и Положение о Совете были утверждены Александром III.

Устав железных дорог представлял собой основной железнодорожный закон и устанавливал единые юридические нормы эксплуатации железнодорожного транспорта. Он регламентировал деятельность и отчётность транспортной администрации, порядок перевозок людей и грузов. Устав состоял из трёх частей: «Раздел о перевозке пассажиров и грузов по железным дорогам», «Раздел правил о подсудности и давности железнодорожных исков и о порядке исполнения решений по искам к железным дорогам», «Раздел полицейских железнодорожных правил».

В развитие Общего устава российских железных дорог в 1888-1889 гг. на всей сети вводилось прямое бесперегрузочное сообщение. Это резко ускорило продвижение вагонопотоков и улучшило использование подвижного состава. Также этому способствовало создание в системе МПС специальных органов для оперативного регулирования и руководства эксплуатационной работой, что явилось крупным шагом в направлении совершенствования управления железными дорогами страны. Система прямых бесперегрузочных сообщений на железных дорогах России была более прогрессивной по сравнению с западноевропейскими странами и США.

Учреждённый Положением Совет по железнодорожным делам создавался при Министерстве путей сообщения (МПС) и являлся его совещательным органом, объединившим действия различных учреждений по устройству, содержанию и эксплуатации железных дорог, как частных, так и правительственных.

В состав Совета под председательством министра путей сообщения, кроме чиновников разных ведомств, входили представители торговли, промышленности и частных железных дорог.

Совет рассматривал проекты новых законов об эксплуатации железных дорог, правила и инструкции, железнодорожные тарифы и таксы дополнительных сборов, дела, отнесённые к ведению Совета постановлениями Общего устава российских железных дорог и вопросы, которые министр путей сообщения или другие начальники отдельных частей управления признавали необходимым подвергнуть обсуждению в Совете.

С учреждением 8 (20) марта 1889 г. в составе Министерства финансов Совета по тарифным делам из ведения Совета по железнодорожным делам были изъяты все дела этого рода, и основной категорией дел, рассматривавшихся в Совете, стали дела об условиях перевозок, о соглашениях между дорогами, о разногласиях между железнодорожными обществами, о ликвидации железнодорожных обществ.

С принятием Общего устава российских железных дорог — первого специального источника железнодорожного законодательства, имеющего характер кодификационного нормативного правового акта, обязательного для исполнения и казёнными, и частными железными дорогами, — было положено начало формированию единого правового пространства на всей сети российских железных дорог. Это имело огромное значение для дальнейшего развития железнодорожного транспорта и, как следствие, экономического развития страны. Общий Устав Российских железных дорог должен был установить твёрдые государственные начала в деятельности железнодорожного транспорта и регламентировать деятельность и ответственность железнодорожной администрации.

С большим количеством дополнений и изменений отдельных статей Общий Устав российских железных дорог просуществовал вплоть до 1920 г., когда был введён Общий Устав железных дорог РСФСР.

Лит.: Гросс О., Чукарев А. В середине 80-х годов XIX века в России введён в действие первый железнодорожный устав // Северная магистраль. 22—28 апр. (№ 15); Елютин О. Н. «Золотой век» железнодорожного строительства в России и его последствия // Вопросы истории. 2004. № 2. С. 47-57; История железнодорожного транспорта России. Т. 1. 1836–1917. СПб.; М., 1994; Кислинский Н. А. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета министров. Т. 3. СПб., 1902; Кульжинский С. О реорганизации центральных установлений Министерства путей сообщения по управлению железными дорогами // Особая Высшая комиссия по всестороннему обследованию железнодорожного дела в России. Вып. 58. СПб., 1911; Мишина Н. В. Этапы развития правовой политики на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. 2007. № 5.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3 е. Т. 5 (1885). СПб., 1887. № 3055. С. 307-332.