
В Президентской библиотеке состоялась презентация книги «Большой Герман» и просмотр фильма «Герман. По ту сторону камеры» Александра Позднякова
В Президентской библиотеке состоялся показ фильма «Герман. По ту сторону камеры» и презентация книги «Большой Герман». Автор произведений – Александр Поздняков.
Алексей Герман – старший (1938–2013) стоит особняком в истории российского кино: и по приверженности к чёрно-белой аскетичной стилистике кадра, и по глубине поднимаемых проблем. Его фильмы долго шли к зрителю по причине отправки на пресловутую «полку», где пылились бобины с лучшими лентами советского периода. Но встреча со зрителем состоялась. «После “подпольного” просмотра в тесной комнатке на “Ленфильме” картины “Мой друг Иван Лапшин” я вышел ошарашенным и понял, что после этого фильма кинематограф уже не может быть прежним. Картины Германа напитаны правдой, которую невозможно придумать», – напишет позже Александр Поздняков.
В основу и фильма, и книги известного петербургского режиссёра-документалиста, киноведа и культуролога легли монтажные записи из видеоинтервью, взятого им у режиссёра, статьи и газетные интервью автора с Алексеем Германом разных лет, другие хроникальные документы. Собирая материал, Поздняков беседовал с близкими Германа, коллегами по работе, друзьями. В книге впервые публикуются редкие фотографии из семейного архива, наброски и черновики, эскизы к фильмам, шаржи и т. д.
«Много лет по длинным коридорам “Ленфильма” ходил этот Человек-Гора и выдавал вслух такие вещи, что стены подрагивали от въевшегося во все поры нашей жизни страха, – сказал, представляя свой фильм, Александр Поздняков. – Сам Герман ничего не боялся. Не боялся возражать на худсоветах “вершителям судеб” фильмов, отлично зная, что это лишь поможет поставить на его картине клеймо: “Народ это не поймёт”. Хорошо, что Константин Симонов поддержал его в Минкульте, а не то не все из ветеранов могли бы дождаться выхода на экраны ленты “20 дней без войны”. Говорил Алексей Юрьевич обычно резко “в тему” – и горьковатая ирония это несколько смягчала. Однажды мы сидели в Белой гостиной, и Герман сформулировал мне свой эстетический манифест, сказав про то, что не представляет себе цветной фильм о войне, что эмоции людей были как бы заштрихованы войной».
52-минутная кинолента о жизни культового ныне режиссёра смотрится на одном дыхании – так интересно и важно то, о чём говорит известный кинорежиссер, мало кого допускавший в свой внутренний мир. А тут откровенно говорит о главном и болезненно личном. Например, о том, что взросление нескладного большого отрока, севшего за парту ленинградской школы после сельской, протекало негладко: поначалу его отвергали, пришлось постоять за себя, применив силу, зато пришло чрезвычайно нужное взрослеющему подростку ощущение: «Я оседлал жизнь!..»
При внешней брутальности Алексей остался внутри ранимым рефлексирующим человеком: любил всё, что связывало его с детством. Когда разобрали по бревнышку его старую школу и остался только камень, некогда стоявший у крыльца – то, уже будучи взрослым, Герман не раз приезжал поклониться ему. «Все шумы, музыки, воспоминания, которые я тащу в картины, – из моего детства. Всё, что было дальше, было много хуже; поэтому я встал в бойцовскую позицию по отношению к жизни».
В основу книги «Большой Герман» Александра Позднякова легли монтажные записи из фильмов автора «Герман. По ту стороны камеры» и «Свет в павильоне», статьи и интервью автора разных лет, другие материалы. Особое место в издании занимают фотографии и образы предметного мира, в котором прошла жизнь известного художника. Они помогают понять эпоху, в которую творил нестандартный советский режиссер.
И фильм-портрет, и книга делают для зрителей ближе и понятнее крупную во всех смыслах фигуру Большого Германа. Режиссёра, обременённого настолько большим талантом, что однажды он сказал всем и себе самому: «Трудно быть богом».