Мосты Санкт-Петербурга

Мосты Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург недаром называют Северной Венецией – город испещрён множеством рек и каналов. Водные просторы занимают около 7 % от площади города и делят его на множество островов. Связующим звеном между островами Петербурга являются мосты. На сегодняшний день в городе насчитывается около 800 мостов. Каждый мост имеет свою историю, свои конструктивные особенности, свой неповторимый архитектурный облик.

Первый мост в Санкт-Петербурге был построен в 1703 году – в год основания города, это был наплавной деревянный мост, соединивший крепость на Заячьем острове со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Изначально мост именовался Петровским, а с 1887 года стал Иоанновским.

С развитием города росло и количество строительных сооружений, в том числе и мостов: Аничков (1716), Красный (1717), Зелёный (1720) и др. В 1727 году был построен первый мост через Неву – Исаакиевский наплавной деревянный мост на плашкоутах. Он соединял Васильевский остров (около Меншиковского дворца) с центральной частью города (Сенатской площадью). Мост наводился ежегодно (вплоть до 1850-х годов). К середине XVIII века в Петербурге насчитывалось около 40 деревянных мостов, половина из которых имела разводные подъёмные пролёты.

В 20-х годах XIX столетия в России началось строительство висячих железных мостов. В период с 1823 по 1826 годы в Петербурге было построено 6 подобных сооружений: пешеходный мост в Екатерингофском парке, Почтамтский – через Мойку, Пантелеймоновский и Египетский мосты через реку Фонтанку, Банковский и Львиный – через канал Грибоедова.

Первый постоянный разводной мост в Петербурге появился в 1850 году, соединив Васильевский остров с Английской набережной. Новый мост был назван Благовещенским по церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади (с 1855 года – Николаевский мост, с 1918 года – мост Лейтенанта Шмидта; в 2007 году мосту было возращено первоначальное имя).

Массовое строительство мостов влекло за собой появление служб, занимавшихся ремонтом и эксплуатацией данных сооружений. Постоянной службы, отвечающей за состояние мостов и набережных, в те годы не существовало; обязанности в разное время передавались различным конторам, учреждениям, строившим мосты, или жителям города. Отправной точкой возникновения специализированной службы по эксплуатации мостов в Петербурге является 1875 год, когда при городской Управе было организовано строительное отделение, в обязанности которого вошло и обслуживание невских мостов. Преемником Мостовой эксплуатационной службы Санкт-Петербурга в наше время является СПб ГБУ «Мостотрест» – одна из старейших организаций в России, отвечающих за техническое содержание дорожных сооружений.

При подготовке коллекции, посвящённой мостам Санкт-Петербурга, были использованы материалы следующих источников:

– СПб ГБУ «Мостотрест» (фотографии мостов, их конструкций, деталей, декоративных элементов (фонарей, решёток), работ по строительству и реставрации мостов (1910-е – 1980-е годы);

– Российский государственный исторический архив (материалы фондов № 1487 «Планы и чертежи водных и шоссейных дорог», № 1286 «Департамент полиции исполнительной МВД», № 1293 «Техническо-строительный комитет МВД», № 1152 «Департамент государственной экономии Государственного совета»: планы Санкт-Петербурга с указанием местоположения мостов, чертежи проектов мостов, их деталей, дела об отпуске средств на содержание мостов, а также изобразительные материалы с видами мостов города второй половины XIX – начала XX века);

– Детский музей открытки и частное собрание Н. В. Балаченковой (открытки с видами мостов XX века).

В настоящий момент коллекция насчитывает около 900 единиц.