Формирование единого Русского государства

Формирование единого Русского государства

Коллекция посвящена истории процесса собирания русских земель и формирования единого Русского государства в XV – первой половине XVI в. Она включает в себя монографии, авторефераты, труды известных историков В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва и других российских, советских и современных исследователей.

В разделе «Объединение земель вокруг Москвы» собраны исследования и документы по военной истории, механизмам соединения земель, документы по особенностям местного управления. Представлены изобразительные и картографические материалы, видео- и звукозаписи. В структуру коллекции вошли родословные московских и удельных князей, материалы по великим князьям всея Руси Ивану III Васильевичу (1440–1505) и Василию III Ивановичу (1479–1533).

Особое внимание в коллекции уделено вопросам, отражающим формирование единого пространства в России, в частности правовым документам. Итогом централизации суда и правовой системы стало принятие Судебника (1497). Коллекция предоставляет уникальную возможность его проанализировать. Эти нормативные документы рассказывают об эволюции русского феодального права, в первую очередь регламентирующего отношения между землевладельцами и крестьянами. Дополнительная литература по этому вопросу включена в раздел социально-экономическое развитие, где представлены исследования, авторефераты, сборники документов XV–XVI вв., посвящённые финансовым и земельным отношениям в Московской Руси, иллюстрирующим положение крестьянства и служилого населения.

Значительный интерес представляют сочинения современников-иностранцев – Д. Флетчера, Ю. В. Готье, Г. С. Трейлера и других, посетивших Московское государство в качестве дипломатов, торговцев или путешественников. Они в подробностях повествуют о том, как из российских «разных княжений» возникло всем на удивление «едино великое государство», как Московское княжество стало центром формирования единой русской веры, единой народности и культуры, как московские правители постепенно объединили вокруг себя и подчинили древнее Владимирское, Новгородское, Тверское, Нижегородское и другие княжества, став самодержавными государями.

Источники, исследования, произведения литературы и искусства подчеркивают необычайно важную роль Православной церкви в борьбе за создание единого Русского государства. Именно Московский Кремль с начала XIV в. становится резиденцией русских митрополитов. В этот исторический период, после падения главной православной державы – Византийской империи (1453), складывается новая идеология Московского государства, чему способствует династический брак между Иваном III и византийской царевной Софьей Палеолог, оно объявляет себя наследником духовных ценностей Византии: «Москва – третий Рим, четвёртому не бывать».