Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744)

Биография

Антиох Дмитриевич Кантемир родился 10 сентября 1708 года в Константинополе (по другим данным 10 сентября 1709 года в Молдавии), был младшим сыном молдавского господаря Дмитрия Константиновича Кантемира – важного союзника Петра Великого, получившего от русского императора княжеский титул.

В 1711 году семья Кантемира переселилась в Россию. Антиох получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Славяно-греко-латинская академии: владел несколькими языками (включая древнегреческий, латинский, итальянский, старославянский языки), изучал историю и точные науки. В 1723 году Антиох вместе с отцом сопровождал Петра I в Персидском походе.

В 1724 году Антиох обратился с просьбой к Петру I направить его учиться за границу, но получил отказ. В 1725–1727 Кантемир слушал лекции по физике, математике, истории и философии в Академическом университете в Санкт-Петербурге. В 1726 году А. Д. Кантемир стал прапорщиком в лейб-гвардии Преображенского полка.

Задаваясь вопросом о средствах распространения в России знаний и об искоренении невежества и суеверий, Кантемир считал учреждение школ важной задачей правительства. Воодушевлённый деятельностью Петра, Антиох Дмитриевич возлагал все свои надежды на монархическую власть, а в настроении духовенства и дворянства усматривал явное нерасположение или даже ненависть к просвещению. В самых сильных своих сатирах он ополчался против «дворян злонравных» и против невежественных представителей церкви.

Литературная деятельность Кантемира началась в середине 1720-х годов. Он писал любовную лирику, выполнял переводы с французского. К тому же времени относятся и первые его опыты в сатирическом жанре.

В 1729 году появляется первая сатира Антиоха Кантемира «На хулящих учение», которая имела мощный политический подтекст – после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича и других сподвижников Петра.

В 1730 году Кантемир принимал участие в событиях, приведших к вступлению на престол императрицы Анны Иоанновны, и в борьбе против «верховников» (членов Верховного тайного совета), пытавшихся ограничить самодержавие. Кантемир собирал подписи офицеров лейб-гвардии Преображенского полка, сопровождал князей A. M. Черкасского и Н. Ю. Трубецкого во дворец императрицы. В знак признательности Анна Ивановна пожаловала Кантемиру и его родственникам 1030 душ крестьян. Участие в событиях 1730 года сблизило Кантемира с семьёй канцлера A. M. Черкасского, однако предполагавшийся брак с княжной В. А. Черкасской, богатейшей в то время невестой в России, так и не состоялся.

Временем наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира стали 1729 и 1730 годы. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся работы – три первые сатиры, но и перевёл книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», снабдив её подробными комментариями.

1 января 1732 года Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России участия больше не принимал; состоял первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже.

Всего Кантемир сочинил девять сатир, последние четыре были созданы за границей. В них, следуя традиции Просвещения, он обличил пороки – как людские, так и общественные.

После переезда за границу Кантемир продолжал обогащать русскую литературу новыми оригинальными и переводными произведениями. Он писал лирические песни, где восхвалял науку, знакомил русскую читающую публику с классическими произведениями древности (Анакреона, Корнелия Непота, Горация, Эпиктета и других), а также продолжал писать сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или указывал на здравые педагогические приемы.

Он переводил и современных ему писателей (например, «Персидские письма» Монтескье), составил руководство к алгебре и рассуждение о просодии. Кроме того, Кантемир ввёл в русскую речь такие слова как вещество (материя), наблюдение, естество (натура), депутат, критик и некоторые другие.

В письме о «сложении стихов русских» он высказывался против господствовавшего в России польского силлабического стиха и пытался заменить его тоническим, более свойственным русскому языку.

К сожалению, многие из трудов литератора не сохранились до наших дней.

Антиох Дмитриевич Кантемир скончался 31 марта 1744 года в Париже от туберкулёза.

 

Литература

Бобынэ Г. Е. Философские воззрения А. Кантемира. Кишинёв: Штиинца, 1981. 136 с.

Веселитский В. В. A. Кантемир и развитие русского литературного языка. М.: Наука, 1974. 70 с.

Майков Л. Н. Материалы для биографии князя А. Д. Кантемира. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1903. 344 с.

Николаев С. И. Трудный Кантемир: (Стилистическая структура и критика текста) // XVIII век. СПб.: Наука, 1995. Т. 19. С. 3–14.

Радовский М. И. А. Кантемир и Петербургская академия наук. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.119 с.

 

Электронные ресурсы

Кантемир, Антиох Дмитриевич // РУВИКИ

Кантемир Антиох Дмитриевич // С. И. Николаев. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1-3.

Кантемир Антиох Дмитриевич // Большая российская энциклопедия. 2004–2017.

Кантемир Антиох Дмитриевич // Хронос

 

См. также в Президентской библиотеке

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744) // Россия в лицах