Ефим Алексеевич (1774–1842) и Мирон Ефимович (1803–1849) Черепановы

 

Биография

Черепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу, который принадлежал семье уральских горнозаводчиков Демидовых.

Заинтересованные в росте производства, Демидовы уделяли большое внимание модернизации своих заводов и подготовке собственных квалифицированных кадров. Наиболее способные мастеровые направлялись на учёбу и дальнейшую стажировку на лучшие предприятия России и Западной Европы для знакомства с последними техническими достижениями.

В 16 лет Ефим Черепанов стал «меховым мастером» (специалистом по воздухозаборным устройствам), в 1807 – «плотинным мастером» Выйского завода (специалистом по гидротехническим сооружениям и водяным двигателям). В 1798–1801 годах Ефим Черепанов в составе группы тагильских мастеров проходил стажировку на новом Линдоловском заводе в Выборге. В 1812 году на Нижне-Туринском заводе Ефим Алексеевич построил листокатальные станы, в 1815 году – металлическую водоподъёмную машину на конной тяге на Меднорудянском руднике.

Сын Ефима Черепанова, Мирон, обучался дома и так хорошо овладел грамотой, что в 12 лет был принят на должность писца на Выйском заводе. Позже Мирон стал учиться у отца, а в 1819 году был назначен его помощником.

В 1819–1820 годы Черепановы создали «Выйское механическое заведение» – по сути машиностроительный завод, оснащённый множеством оригинальных станков: слесарных, сверлильных, винторезных, а также штамповальными установками, машинами для производства гвоздей, и пр. «Механическое заведение» Черепановых обслуживало всю нижнетагильскую группу демидовских заводов. В 1820 году Черепановы изготовили свою первую паровую машину в 4 лошадиные силы.

Летом 1821 года Демидов направил Ефима Черепанова перенимать опыт в Англию. Здесь он смог не только ознакомиться с движущейся по суше паровой машиной Меррея и с прокатными паровыми машинами Уатта, но и разобраться в их конструкции и подметить недостатки.

В 1822 году Ефим Черепанов стал главным механиком всех Нижнетагильских заводов и занимал эту должность до самой смерти в 1842 году. За это время отец с сыном изготовили и внедрили в производство около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 лошадиных сил, а также усовершенствовали различные механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, на лесопилках и мельницах.

В 1825 году Черепановы посетили Москву, Санкт-Петербург и Швецию «для осмотра тамошних заводов и снятия некоторых машин планов». В это же время Мирон стал плотинным Выйского завода, не оставляя прежней должности помощника при отце.

В феврале 1828 года заводоуправление премировало Черепановых 2000 рублей за создание паровой машины в Анатольской шахте. Год спустя механики сделали новую паровую машину в 40 лошадиных сил для Медного рудника.

Тем не менее вольную Ефим Алексеевич получил только в 1833 году, а Мирон Ефимович – в 1836 году.

В 1833 году Мирон уже самостоятельно отправился в Англию, где целенаправленно изучал устройство железных дорог и знакомился с паровозом Стефенсона «Ракета». По результатам этой поездки Черепановы создали первый в России паровоз! О его устройстве мы знаем благодаря публикации в «Горном журнале» за 1835 год: «Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень чугунным колесопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд тяжести со скоростью от 12 до 15 верст в час. Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 ½ футов диаметром 3 футов и из двух паровых лежачих цилиндров длиной 9 дюймов, в диаметре 7 дюймов».

В 1835 году Верхнесалдинской заводской конторе дали разрешение на отливку для дороги под «пароходку» на 200 сажен чугунных реек (рельсов). Было указано «при отлитии отправить их вощиками в Выйский завод на пароход механика Черепанова Мирона с запиской в расход». Железная дорога проходила от Выйского рудника до Медного.

В 1839 году Мирон Ефимович представил проект парохода для буксировки судов из Перми по Каме и Волге.

К сожалению, за пределами заводов все проекты Черепановых не нашли поддержки.

После кончины отца в 1842 году Мирон Ефимович остался на самостоятельной службе у Демидовых. В 1846–1847 годах он создал несколько паровых машин, в том числе – мощный паровой двигатель в 60 лошадиных сил, который был предназначен для откачки воды на Ново-Анатольской шахте Медного рудника.

Мирон Ефимович Черепанов скончался 5 октября 1849 года.

Паровозы Черепановых, несмотря на их успешную работу, оказались нерентабельны: древесина стоила дорого, угля рядом не было, поэтому их обслуживание обходилось дороже содержания лошадей. В итоге вместо паровоза стали использовать гужевую упряжь, которая возила по рельсам вагоны с рудой.

Частично сохранились чертежи паровоза, выполненные с натуры племянником Ефима Черепанова, Амосом. По ним в 1949 году был изготовлен макет паровоза, который ныне стоит перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге.

 

Литература

Бармин А. Г. Тагильские мастера: [Изобретатели первого русского паровоза Черепановы]. Л.: Молодая гвардия, 1949. 180 с.

Бойко Ф. И. Замечательные русские механики Черепановы. М.; Свердловск: Машгиз. [Урало-Сиб. отд-ние], 1952. 84 с.

Виргинский В. С. Черепановы. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. 271 с.

 

Электронные ресурсы

Черепановы // РУВИКИ

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы // История от Нижнего Тагила от основания до наших дней

Черепановы // Большая российская энциклопедия

Паровозная история механиков Черепановых: Виртуальный проект // Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

 

См. также в Президентской библиотеке

Нижний Тагил. Памятник Е. А. и М. Е. Черепановым на Театральной площади / фото Ю. Хренова. Москва: Филателия, 1965