Степан Осипович Макаров (1849–1904)

Биография

Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 года в Николаеве в семье морского офицера.

В 1858 году семья Макаровых переехала на Дальний Восток в город Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре). Поступив в местное морское училище на отделение, готовившее штурманов для военно-морского флота, Макаров показал блестящие успехи в учёбе и вскоре был зачислен в Тихоокеанскую эскадру. В течение нескольких лет Степан ходил в ряд практических плаваний на кораблях эскадры, успешно осваивая морское дело, и в 1864 году был произведён в фельдфебели.

В августе 1865 года, после окончания училища, С. О. Макаров получил назначение на корвет «Варяг», а в ноябре 1866 года был переведён на флагманский корвет «Аскольд», на котором он перешёл на Балтику через мыс Доброй Надежды. В 1867 году за выдающиеся заслуги Макаров был переаттестован в гардемарины флота с зачислением в Морской кадетский корпус в Петербурге. Одновременно с учёбой Степан Осипович начал публиковать научные статьи в «Морском сборнике».

В 1868–1869 годах С. О. Макаров совершил семимесячное плавание на винтовом фрегате «Дмитрий Донской», посетив Германию, Францию, Португалию и Бразилию. В ходе этого плавания он сдал практические экзамены и в 1869 году был произведён в офицерский чин мичмана.

Первое офицерское плавание С. О. Макарова прошло неудачно: броненосная лодка «Русалка» получила повреждение и едва не затонула. Это происшествие побудило Макарова заняться проблемой непотопляемости кораблей, ставшей в дальнейшем одной из важнейших его разработок. В 1870 году он опубликовал статью в «Морском сборнике», в которой обозначил проблему всего флота: неподготовленность кораблей и экипажей к действиям при повреждении корпуса. Уже в 1870 году Степан Осипович изобрёл пластырь (шинкованный мат) для заделки пробоин судов – «пластырь Макарова». Изобретением заинтересовались за рубежом, и Макаров продемонстрировал свой «пластырь» в декабре 1873 году на Всемирной выставке в Вене.

Позднее Макаров предложил и другие идеи для непотопляемости: разделение судов водонепроницаемыми отсеками, герметичные крышки на палубные люки, оригинальную водоотливную систему и т. д.

В 1871–1872 годах Макаров на паровой шхуне «Тунгуз» совершил переход из Петербурга на Дальний Восток.

Во время русско-турецкой войны (1877–1878) С. О. Макаров командовал вооружённым пароходом «Великий князь Константин», который в короткий срок был переоборудован в миноносный и торпедоносный корабль. Настоящим прорывом в военно-морской науке и практике стало первое в истории успешное боевое применения торпеды: в январе 1878 году на батумском рейде был потоплен турецкий сторожевой корабль. Успешные минные и торпедные атаки, осуществлённые Макаровым, парализовали турецкий флот. Войну С. О. Макаров закончил капитаном II ранга, кавалером нескольких боевых орденов, в том числе Святого Георгия IV степени и золотого оружия «За храбрость».

В 1881–1882 годах, командуя пароходом «Тамань», Макаров осуществил комплекс гидрологических работ в проливе Босфор и позже издал труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей» (1885), который был удостоен премии Академии наук.

В 1882 году Степан Осипович был переведён на Балтийский флот в звании капитана I ранга. Командовал фрегатом «Князь Пожарский» (1883–1885).

В 1886–1889 годах на парусно-винтовом корвете «Витязь» С. О. Макаров совершил кругосветное плавание, во время которого провёл океанографические работы в северной части Тихого океана. Макаров определил положение и характер межпассатного противотечения, выяснил, что тёплое течение Куросио не имеет чёткой восточной границы, описал важные черты гидрологии Берингова и Охотского морей, в том числе «холодные пятна» (понижение температуры поверхностных вод в отдельных акваториях).

По результатам исследований Макаров написал книгу «„Витязь“ и Тихий океан» (1894), за которую получил премию Академии наук и золотую медаль Российского географического общества.

В 1891–1894 контр-адмирал Макаров был главным инспектором морской артиллерии и провёл большую работу по внедрению новых принципов и усовершенствований в вооружение военно-морских кораблей. Весной 1892 года С. О. Макаров представил бронебойный наконечник к снарядам – «макаровский колпачок», который значительно повышал эффективность снарядов. «Макаровские колпачки» были взяты на вооружение во многих флотах мира, но произошло это уже после смерти изобретателя.

В 1894–1896 годах, уже во главе Средиземноморской эскадры, Макаров совершил второе кругосветное плавание. В 1895 году он разработал русскую семафорную азбуку.

В 1897 году С. О. Макаров опубликовал капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», в котором изложил свои взгляды на проблему боевой готовности русского флота.

С. О. Макаров был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути и был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897–1898). В 1901 году, командуя «Ермаком», Макаров совершил ряд высокоширотных плаваний к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и Новой Земле.

Будучи главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта (с 1899), Макаров внимательно следил за ходом событий на Дальнем Востоке и предупреждал о возможности внезапной атаки японского флота на эскадру Тихого океана на внешнем рейде Порт-Артура.

Почти сразу после начала русско-японской войны – уже 1 февраля 1904 года – Степан Осипович был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и обороной Порт-Артура.

31 марта 1904 года флагман Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск» подорвался на мине и затонул на внешнем рейде Порт-Артура. Среди 700 погибших был вице-адмирал Макаров, находившийся на борту корабля. Гибель броненосца и его командующего, пользовавшегося всеобщим уважением и почётом, стала настоящей трагедией для русского флота и крайне отрицательно сказалась на всём дальнейшем ходе русско-японской войны.

Имя С. О. Макарова носят корабли и учебные заведения, а также 17 географических объектов, в том числе остров в Карском море, бухта на острове Итуруп (Курильская гряда), горы на Шпицбергене, два мыса на Новой Земле, котловина в центре Северного Ледовитого океана и город на Сахалине.

 

Литература

Врангель Ф. Ф. Вице-адмирал С. О. Макаров. Биографический очерк. СПб.: Изд. Главного морского штаба, 1911.

Деятельность вице-адмирала С. О. Макарова в судостроении. Л.:  Судостроение, 1977. 256 с.

Лурье А. Я. С. О. Макаров (1848–1904). М.: Воен. изд-во, (тип. им. Ворошилова в Л.), 1949. 304 с.

Островский Б. Г. Адмирал Макаров. М.: Воениздат, 1954. 343 с.

Потапов Ю. П. Степан Осипович Макаров. Л.: Наука, 1982. 216 с.

Семанов С. Н. Макаров. М.: Молодая гвардия, 1988. 288 с.

 

Электронные ресурсы

Макаров, Степан Осипович // РУВИКИ

Степан Макаров // Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения Российской академии наук

Ученый адмирал. К 165-летию со дня рождения Степана Осиповича Макарова // Военный энциклопедический словарь. Министерство обороны российской Федерации.

К 171 годовщине со дня рождения. Степан Осипович Макаров - «неугомонный русский гений» // Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

 

См. также в Президентской библиотеке:

Макаров Степан Осипович (1849–1904) // Россия в лицах: [цифровая коллекция]

Освоение Арктики: [цифровая коллекция]

Родился выдающийся русский адмирал Cтепан Осипович Макаров