Биография
Валентин Петрович Глушко родился в Одессе 20 августа 1908 года. Начальное образование получил в гимназии города Ирпень под Киевом. В 1919 году Валентин поступил в реальное училище им. Святого Павла, переименованное позднее в IV профтехшколу «Металл» им. Л. Д. Троцкого. Валентин проявлял большие способности к музыке и рисованию и одновременно с учёбой в училище (1920–1922) занимался в консерватории у профессора П. С. Столярского по классу скрипки, а потом перешёл в Одесскую музыкальную академию.
Увлёкшись астрономией, Валентин Глушко организовал кружок при одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ). В одесской публичной библиотеке В. Глушко познакомился с работами К. Э. Циолковского и увлёкся идеей космических полётов настолько, что, начиная с 1923 года, несколько лет переписывался с учёным.
В 1924 году Валентин Глушко закончил училище и прошёл токарно-слесарную практику на одесском арматурном заводе «Электрометалл» им. В. И. Ленина.
Первые публикации В. П. Глушко были опубликованы в изданиях Российского общества любителей мироведения: «Завоевание Землёй Луны», результаты наблюдений метеорного потока в январе 1924 года, а также зарисовки Венеры, Марса и Юпитера, сделанные по собственным наблюдениям молодого учёного.
По направлению Наркомпроса УССР в 1925 году В. П. Глушко поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. Обучение в университете было платным, поэтому одновременно с учёбой В. П. Глушко работал оптиком, затем механиком в мастерских Научного института им. П. Ф. Лесгафта, а с 1927 года – геодезистом в Главном геодезическом управлении Ленинграда.
Темой дипломной работы Глушко был проект электрического ракетного двигателя, но он его так и не защитил, так как был отчислен из университета за неуплату перед самой защитой диплома.
В мае 1929 года Валентин Глушко возглавил группу разработчиков ракет и ракетных двигателей, которая работала в составе Газодинамической лаборатории в Ленинграде. В 1931–1933 годах здесь были разработаны первые отечественные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД).
В октябре 1933 году в Москве под руководством конструктора С. П. Королёва был создан РНИИ – Реактивный научно-исследовательский институт (ныне Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). Валентин Петрович Глушко возглавил в нём отдел двигателей. Наиболее значимым результатом работы подразделения Глушко было создание ЖРД ОРМ-65, предназначавшегося для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты КР-212 конструкции С. П. Королёва.
Одновременно с работой в НИИ, в 1933–1934 годах В. П. Глушко читал курс лекций в московской Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, а с 1935 года был заведующим и преподавателем Реактивных курсов по переквалификации инженеров при Центральном совете Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).
В марте 1938 года Валентина Глушко арестовали по доносу «за участие в контрреволюционной организации» и приговорили к восьми годам заключения. Он был направлен на работу в конструкторское бюро особого режима («шарашку»), подчинявшееся НКВД СССР. Сначала находился при Тушинском авиамоторостроительном заводе № 82, в 1940 году был переведён в опытно-конструкторское бюро специальных двигателей (ОКБ-СД) НКВД СССР в Казани. Здесь работали многие талантливые инженеры, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С. П. Королёва. Вместе они оснащали жидкостным реактивным двигателем самолёты Пе-2, Як-3, Су-7 и Ла-7, в результате чего прирост скорости самолётов составил 200 км/ч.
Заслуги учёных в разработке военных самолётов оценил лично товарищ Сталин, и в 1944 году В. П. Глушко и С. П. Королёв были досрочно освобождены со снятием судимости. Валентин Петрович добился досрочного освобождения ещё более 30 человек – большинство из них впоследствии остались с ним работать.
В 1944–1946 годах Глушко был главным конструктором ОКБ-СД, занимался разработкой перспективных авиационных силовых установок, с 1945 года заведовал кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института (ныне Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева).
В 1945–1946 годах В. П. Глушко в составе группы советских специалистов находился в Германии для ознакомления с трофейной ракетной техникой.
В 1947 году Глушко возглавил ОКБ-456, где создавались жидкостные ракетные двигатели. Созданные здесь двигатели РД-107 и РД-108 были установлены на первой межконтинентальной ракете Р-7 (1957) и на ракетах-носителях, выводивших на орбиты искусственные спутники Земли и Луны, а также использовались при запуске пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз». В 1960–70-х годах при помощи двигателей нового типа РД-253, установленных на ракете «Протон», осуществлялись запуски тяжелых исследовательских спутников Земли и автоматических станций к Луне, Венере и Марсу.
В 1957 году В. П. Глушко получил учёную степень доктора технических наук и в 1958 году стал академиком АН СССР. Впоследствии он возглавлял научный совет при Президиуме АН СССР по проблеме жидкого ракетного топлива.
За активное участие в проектировании и запуске первого космического корабля с человеком на борту Глушко был награждён золотой медалью «Серп и молот».
В 1974 году В. П. Глушко стал генеральным конструктором НПО «Энергия», объединившем ОКБ-456 и КБ С. П. Королёва.
Под непосредственным руководством В. П. Глушко были созданы орбитальные станции «Салют-6». «Салют-7» и «Мир». Он разработал проект многоразовой транспортной системы «Энергия-Буран» и ракетно-космической системы «Энергия» с грузоподъемностью более 100 тонн, для которых был создан с самым мощным на тот момент двигателем ЖРД РД-170, предполагавшем многоразовое использование.
Глушко является автором более 250 научных работ и изобретений.
Валентин Петрович Глушко умер 10 января 1989 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Освоение Луны было последним его замыслом – незадолго до кончины Валентин Петрович даже просил развеять его прах на Луне или Марсе.
Имя учёного носит «Музей космонавтики и ракетной техники» (Иоанновский равелин Петропавловской крепости) и НПО «Энергомаш». В память об нём с 2019 года в Санкт-Петербурге проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Чтения памяти академика В. П. Глушко».
Литература
Глушко В. П. Путь в ракетной технике: избр. труды, 1924–1946; АН СССР. М.: Машиностроение, 1977. 504 с.
Качур П. И. Валентин Глушко: конструктор ракетных двигателей и космических систем: [к 100-летию со дня рождения Валентина Петровича Глушко]. СПб.: Политехника, 2008. 758 с.
Романов А. П. Ракетам покоряется пространство: [Об акад. В.П. Глушко]. М.: Политиздат, 1976. 111 с.
Электронные ресурсы
Валентин Петрович Глушко // Хронос. Всемирная история в Интернете
Глушко, Валентин Петрович // РУВИКИ
Академик Валентин Петрович Глушко // Отдел исследований Луны и планет
См. также в Президентской библиотеке
Глушко Валентин Петрович (1908–1989) // Россия в лицах: [цифровая коллекция]