Биография
Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики Е. Г. Котельникова, автора популярного в те годы «Элементарного курса механики» и ряда других работ.
В 1889 году Котельников поступил в Киевское военное училище, которое окончил с отличием и стал офицером артиллерии. После трёх лет обязательной службы Глеб Евгеньевич ушёл в отставку и потом несколько лет служил в Акцизном ведомстве.
Е. Г. Котельников был разносторонним человеком. В 1902 году он изобрёл укупорочную машину для винокуренных заводов, в 1907–1909 годах он увлёкся автомобилями, а также жадно следил за бурным развитием авиации.
В 1910 году ему окончательно наскучила размеренная чиновничья жизнь: вернувшись в столицу, он стал актёром труппы Народного дома. Псевдоним выбрал себе очевидный, но запоминающийся: Глебов-Котельников. Одна из легенд гласит, что именно в театре он впервые задумался о создании парашюта.
На Всероссийском празднике воздухоплавания в октябре 1910 года Глеб Котельников стал свидетелем гибели лётчика Л. Мациевича. Это была первая в российской истории авиакатастрофа. Потрясённый увиденным, Г. Е. Котельников задался целью создать спасательное устройство для авиаторов и решению этой задачи посвятил большую часть своей жизни.
С присущим ему увлечением Г. Е. Котельников стал разрабатывать свою мысль, изучая законы падения тел, их ускорения, сопротивление воздуха. Здесь ему помогли математические знания, полученные в военном училище. После ряда попыток в ноябре 1910 года изобретатель построил первую в мире модель ранцевого авиационного парашюта универсального действия. Крышка ранца откидывалась особыми пружинами. Внутренняя полка на сильных пружинах выбрасывала парашют из ранца, как только открывался весьма простой и надёжный затвор. Купол кроился из плотного шёлка в форме плоского круга из 24 клиньев. Впервые в практике парашютостроения Г. Е. Котельников разделил стропы парашюта на две группы. Это дало возможность лётчику при падении с парашютом выполнять скольжение и развороты в любом направлении. Кроме того, для быстрого наполнения купола была предусмотрена прокладка под кромку парашюта тонкого стального троса сечением 1 милиметр. Именно эта схема легла в основу всех дальнейших модификаций. Г. Е. Котельников назвал своё изобретение «РК-1» (русский Котельникова). После ряда пробных испытаний 1 июля 1912 года в Воздухоплавательном парке около деревни Салюзи под Гатчиной состоялись настоящие испытания. Пятипудовый (90 килогамм) манекен с парашютом был сброшен с аэростата, поднятого на 200 метров. Позднее сбрасывания проводили с самолёта. Чиновники из военного министерства и лётный состав с недоверием относились к новинке. Лишь спустя десятилетие, в начале 1920-х годов, парашют Котельникова начал пользоваться популярностью.
В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, в том числе «РК-2» с полумягким ранцем, «РК-3» и ряд грузовых парашютов, которые были приняты на вооружение советскими ВВС.
В советское время изобретатель неоднократно улучшал парашют: в 1924 году появился уже «РК-4», купол которого в диаметре достигал 12 метров. Такой парашют мог обеспечить мягкую посадку объёмному грузу массой до 300 килограммов. Кроме того, благодаря модернизированному варианту парашюта Котельникова, во время спуска теперь можно было маневрировать. Котельников выступил с рядом конструкторских предложений и в вопросах механизации сельского хозяйства. За короткий срок, с февраля 1929 по июль 1930 года, он подал 12 заявок на изобретения и на 9 из них получил авторские свидетельства.
Великая Отечественная война застала Г. Е. Котельникова в родном Ленинграде. Несмотря на сильно ослабевшее перед войной зрение, он принял активнейшее участие в работе постов противовоздушной обороны, мужественно переносил все лишения блокады. В конце 1941 года его в тяжёлом состоянии эвакуировали в Москву. Там, несмотря на ослабевшее здоровье, Глеб Евгеньевич продолжал свою изобретательскую и творческую деятельность. Уже в 1943 году в Москве вышла его первая книга под названием «Парашют», а чуть позже – более общее исследование «История парашюта и развитие парашютизма».
В январе 1944 года Г. Е. Котельников был удостоен высокой правительственной награды – ордена Красной Звезды, который ему вручили как «старейшему русскому конструктору парашютов». Воодушевленный этим изобретатель начал ряд новых работ в области совершенствования парашютов, но планам не суждено было осуществиться. 22 ноября 1944 года Глеб Евгеньевич Котельников скоропостижно скончался. Его могила на Новодевичьем кладбище – особое место для парашютистов и лётчиков, которые приходят к ней почтить память выдающегося изобретателя и привязывают к деревьям ленты для затяжки парашютов.
Литература
Ранец-парашют: Патент Г. Е. Котельникова: [Описание]. Санкт-Петербург: экон. типо-лит., 1914. [2], 13 с.
Глеб Котельников – создатель небесного купола // Ростех. 18.01.2019. Режим доступа: https://rostec.ru/news/gleb-kotelnikov-sozdatel-nebesnogo-kupola/.
Котельников Г. Е. Режим доступа: https://народы-россии.рф/dostizheniya/novyj-resurs3.
Залуцкий Г. В. Изобретатель авиационного парашюта Г. Е. Котельников. [1872–1944]. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Воен. изд-во, 1953. 128 с.
Черненко Г. Т. Глеб Евгеньевич Котельников, 1872–1944: [Изобретатель авиац. ранцевого парашюта, актёр, литератор] / отв. ред. А. П. Мельников; [АН СССР]. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1988. 149 с. (Научно-биографическая серия).
Использованные источники
Клычкова Л. М. Глеб Евгеньевич Котельников // Российский государственный архив в г. Самаре. Режим доступа: http://rga-samara.ru/activity/publications/smi/articles/692/.
Спасительный ранец: история создания парашюта РК-1 // История.РФ. Главный исторический портал страны. Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/spasitelnyy-ranec-istoriya-sozdaniya-par....