История образования в России
Коллекция посвящена истории развития системы образования в России, государственной политике в области образования и просвещения от времён Древней Руси до настоящего времени, включая процесс формирования учебных заведений по губерниям, а также современным федеральным округам. Собрание дополняют материалы по эволюции методики преподавания, истории создания и функционирования наиболее значимых учебных заведений, а также биографии выдающихся педагогов и наставников.
В первую очередь рассматриваются документы, иллюстрирующие организацию образовательного процесса и работу органов управления образованием в Российской Федерации, Российской империи и Советском Союзе, а также создание и функционирование общественных организаций педагогов и наставников.
В разделе по истории образования документы и исследования дифференцированы по структуре уровней образования: начальное, среднее и высшее. Этап с XVIII века по начало XX века подробно раскрывает историю учреждений начального образования: церковно-приходские, воскресные и земские школы, городские и волостные училища. Систему среднего образования составляли прогимназии, гимназии, специальные училища, а также многочисленные военные заведения: артиллерийские школы, кадетские корпуса, юнкерские училища и др. Кроме того, материалы охватывают духовное, педагогическое, техническое и даже театральное образование. Специальный раздел посвящён становлению женского образования в России.
Система высшего образования раскрыта через историю крупнейших университетов: Санкт-Петербургского государственного университета и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а также федеральных университетов, в частности, Казанского университета (Приволжский федеральный университет), утвердительную грамоту которого подписал император Александр I. Особо выделяются эпохи Александра I и Александра II, когда проходили реформы в области просвещения: было создано Министерство народного просвещения, развивалась система образования всех уровней, также появились привилегированные и частные учебные заведения. Происходило активное развитие законодательной базы – были приняты уставы гимназий и университетов.
В коллекции собраны документы об истории и деятельности основных федеральных и региональных высших учреждений России дореволюционного, советского и постсоветского времени. Период после Революции 1917 года связан с появлением новых органов управления, таких как Совет научных учреждений и высших учебных заведений, Наркомпрос, комиссии по ликвидации безграмотности – ликбезы и т. д. Включает материалы по советской реорганизации вузов, техникумов и рабфаков, по созданию Единой трудовой школы, школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), организации социалистических соревнований между ними и др.
Завершают коллекцию разделы об известных педагогах и наставниках, а также перечень периодических изданий, связанных с историей образования.