
Русская культура за рубежом: Выставка «Золотой век Петергофа. От Петра I до Екатерины II» представлена в Братиславе
В Словацком национальном музее в Братиславе открылась выставка «Золотой век Петергофа. От Петра I до Екатерины II».
Выставочный проект, организованный Государственным музеем-заповедником «Петергоф» и Словацким Национальным музеем, – важнейшее культурное событие для России и Словакии. В 2018 году исполняется 320 лет с момента знакового дипломатического визита – летом 1698 года в составе Великого посольства Братиславу посетил тогда ещё молодой правитель государства Московского Пётр Алексеевич. Европейское путешествие Петра I во многом предопределило дальнейшее становление России, полученные им знания и впечатления легли в основу последующих реформ во всех сферах жизни страны, предали мощный импульс развитию и европеизации державы. Построенный величественный Санкт-Петербург и грандиозный ансамбль в Петергофе и сегодня - символы петровский деяний и ключевых для истории России перемен.
Представленные на выставке в Братиславе экспонаты – безусловные раритеты петергофской коллекции. Впервые они покидают дворцовые экспозиции, чтобы рассказать словацкому зрителю о блистательных памятниках русской культуры, их владельцах и создателях.
Среди экспонатов выставки: личные вещи российских императоров, их костюмы и парадные портреты; раритетные предметы из убранства их дворцов, например, живопись и шпалеры из Дворца Монплезир, где Пётр Великий положил начало первой художественных коллекций в России, или тронное кресло из Большого Ораниенбаумского дворца; произведения европейских и китайских мастеров, приобретённые Романовыми для своих резиденций; объекты, рассказывающие о диковинках русской придворной жизни (верховая сбруя с любимой лошади Екатерины II по кличке Бриллиант, колясочка для катания с ораниенбаумской Катальные горы).
XVIII столетие – поистине золотой век Петергофа и Ораниенбаума. Выставка демонстрирует взлёт русского искусства в XVIII веке, произошедший вследствие интенсивного освоения отечественными мастерами опыта европейской художественной школы. Экспонаты такого уровня и мемориального значения редко покидают стены российских музеев.