
Общество и культура: Выставка «Илья Репин: известный и неизвестный» представлена в Москве
Государственная Третьяковская галерея с 30 марта 2021 года представляет выставку «Илья Репин: известный и неизвестный».
На выставке представлено более 30 произведений живописи и графики из собраний Государственной Третьяковской галереи, Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского, частных коллекций.
Ретроспективная выставка Ильи Ефимовича Репина (1844–1930), проходившая в 2019 году в Третьяковской галерее на Крымском Валу и ставшая крупнейшим проектом по объёму подготовленной исследовательской работы, масштабу межмузейного сотрудничества и диапазону представленного материала, в 2021–2022 годах будет иметь продолжение в стенах европейских музеев. Третьяковская галерея предоставляет Финской национальной галерее (Художественному музею Атенеум) в Хельсинки и Пти Пале в Париже большое количество живописных и графических произведений Репина, в том числе практически все шедевры из постоянной экспозиции. Выбор столицы Финляндии для проведения выставки художника объясняется биографией мастера. Репин прожил в Финляндии, в Куоккале (ныне Репино) более 30 лет. В усадьбе Пенаты он провёл последние годы своей жизни, там художник умер и похоронен.
В освободившихся «репинских» залах постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и открылась выставка «Илья Репин: известный и неизвестный», на которой посетителям представится возможность впервые увидеть картины художника, ранее не показывавшиеся широкой публике. К части «известного» Репина относятся живопись и графика «классического» периода творчества художника, не единожды экспонировавшиеся в музеях. К части «неизвестного» – произведения, не участвовавшие в прошедшей в 2019 году выставке Репина на Крымском Валу. Живописные и графические работы, относящиеся к малоизвестному пенатскому (1903–1930) периоду творчества мастера, впервые экспонируются в залах Третьяковской галереи.
Камерная выставка объединяет более 30 произведений разных лет – живописные и графические портреты «классического Репина» из фондов Галереи, покоряющие масштабом и пластической мощью; женские портреты из частных собраний, отличающиеся ярким цветовым решением, композиционной смелостью и эффектностью. Большого внимания заслуживает евангельская композиция «Неверие Фомы» (1921–1922, частное собрание), отсылающая к серии монументальных полотен позднего периода творчества Репина.
Особое место в экспозиции занимает раздел, посвящённый знаменитому историческому полотну «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Государственная Третьяковская галерея), с мая 2018 года находящемуся на реставрации после вандального нападения на картину. Позднейший вариант композиции «Сыноубийца» (1909) из Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского, живописные этюды, эскиз, подготовительные работы, а также мультимедийная программа раскрывают историю создания картины. Впервые публике представлена хроника современного процесса технико-технологических исследований и реставрации полотна.
Илья Репин занимает одно из самых почётных мест в истории русского искусства, а его произведения – в коллекции Третьяковской галереи. Ведущий мастер эпохи, своим творчеством он во многом определил пути развития отечественной живописи. Имя Репина тесно связано с представлениями о русском реализме и передвижничестве, его работы продолжают оставаться своеобразным мерилом достижений русского искусства XIX века.
В течение жизни Репин выступал в роли не только художника, но и общественного деятеля, педагога. Живописца интересовали все виды искусства. Он с энтузиазмом работал как иллюстратор произведений Толстого, Лескова, Андреева и других авторов. Огромно графическое наследие Репина. В 1890–1900-е годы появились его большие портреты, выполненные углем на холсте, предвосхитившие новации искусства рубежа XIX–ХХ веков. Художник пробовал свои силы и в скульптуре. На выставке также представлен бронзовый бюст Николая Пирогова работы Репина, подаренный Савве Мамонтову.
Таким образом, выставка «Илья Репин: известный и неизвестный» проливает свет на малознакомые произведения мастера, расширяя представление посетителей о многогранности художественного таланта великого русского художника.