Музеи России: Состоялось открытие Арсенального зала Гатчинского дворца после реставрации
В Государственном музее-заповеднике «Гатчина» состоялось открытие Арсенального зала Гатчинского дворца после реставрации.
Арсенальный зал – самое просторное помещение императорской резиденции в Гатчине. Располагается на первом этаже Арсенального каре, окнами в Собственный сад и внутренний двор. Спроектировал этот зал в середине XIX века архитектор Роман Иванович Кузьмин. Благодаря массивным пилонам, на которые опираются своды, помещение визуально делится на несколько связанных между собой камерных пространств.
В 1941 году оккупанты устроили в Арсенальном зале гараж, в послевоенные годы здесь размещались производственные помещения института «Электронстандарт». Кропотливая научная реставрация началась лишь в 2011 году и продолжалась 8 лет. Ещё 2 года потребовалось, чтобы наполнить восстановленный Арсенальный зал атмосферой, соответствующей эпохе правления Александра III.
На свои исторические места возвращаются три живописных полотна А. И. Шарлеманя, посвящённые Итальянскому и Щвейцарскому походам Русской армии под командованием А. В. Суворова.
Благодаря открытию Арсенального зала в экспозиции Гатчинского дворца можно будет увидеть больше предметов из знаменитого Охотничьего сервиза, выполненного мастерами Императорского фарфорового завода в годы правления Екатерины II, Александра II и Александра III.
По сохранившимся эвакуированным подлинным образцам воссозданы люстры и настенные светильники Арсенального зала. По довоенным фотографиям и акварелям Эдуарда Гау – катальная горка и качели-лодка.
Музей-заповедник «Царское Село» передал на временное хранение знаменитую бронзовую скульптуру работы Н. И. Либериха «Лисинский медведь», которая до 1941 года была выставлена в Арсенальном зале, ещё 2 скульптурные композиции, посвящённые охоте, из комнат Александра II в Гатчинском дворце, а также другие предметы бытовой коллекции.
Музей-заповедник «Павловск» передал для формирования экспозиции трофеи – головы лося и зубра, которые до 1941 года также были выставлены в Арсенальном зале. Часть трофеев для экспозиции передал Зоологический музей. 76 копий акварелей М. Зичи, 6 копий рисунков А. Попова и одна копия с акварели Д. Россова предоставлены Государственным Эрмитажем и музеем-заповедником «Павловск». Кроме того, для стендовых конструкций использованы сюжеты с акварелей М. Зичи из коллекции музея-заповедника «Петергоф».
Стеклянные стендовые конструкции с информацией об экспозиции, а также мультимедийное сопровождение оформили специалисты КБ музейного проектирования «Своя школа».