История России: Интерактивный выставочный проект «Каким Европа видела Петра» представлен в Санкт-Петербурге

17 сентября 2021

В Центре искусств и музыки (Санкт-Петербург) ГМЗ «Петергоф» совместно с Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского представлен интерактивный выставочный проект «Каким Европа видела Петра», рассказывающий о гравированных изображениях императора Петра I в книгах о России, вышедших в свет в Европе в XVIII–XIX веках.

На выставке представлены и самые первые опыты обращения к образу Петра Великого в европейской книжной графике, и его развитие под влиянием событий начала XVIII – второй половины XIX века. Именно в этот период иностранными художниками был создан образ царя-реформатора и просвещённого в западном понимании монарха, образ «преображённой России», персонифицированный в личности Петра Великого.

В сочинениях иностранцев о России личность царя-преобразователя быстро стала одной из самых популярных тем. Уже в первой четверти XVIII века сложился ряд стереотипов образа русского царя: художники старались не только запечатлеть внешнее сходство, но и доступными средствами показать величие правителя России в рамках сложившегося канона. Гравированные портреты Петра, предваряющие сочинение, подчёркивали значительность и заслуги изображаемой персоны, а детали композиции демонстрировали её просвещённость и добродетели.

В основе выставки – воспроизведения страниц 14 западноевропейских изданий XVII–XIX веков из коллекции «Россики» – иностранной литературы о России – ГМЗ «Петергоф». Пополнение этой коллекции фонда «Редкая книга» – одно из приоритетных в комплектовании петергофского книжного собрания. На выставке представлены издания, сгруппированные по времени их выхода в свет: от прижизненных сочинений начала XVIII века, до книг, опубликованных во второй половине XIX века.

Важный контекст петергофским изданиям создают материалы из фондов Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского. Они представляют исторические виды городов, посещённых Петром в ходе Великого посольства, и современные скульптурные портреты русского царя на европейских улицах, позволяющие проследить, каким Европа видит Петра сегодня.