Интернет и история: Подборка архитектурных памятников столицы в стиле конструктивизма представлена на портале “Discover Moscow”

20 ноября 2021

На городском туристическом портале “Discover Moscow” появилась подборка архитектурных памятников столицы в стиле конструктивизма. Она стала второй в цикле «Архитектурные стили Москвы». Представленные творения советских архитекторов созданы на рубеже 1920–1930-х годов и имеют яркие особенности: несмотря на монолитность, здания выглядят лёгкими за счёт строгой геометрии форм. Посетители сайта могут увидеть фотографии столичных строений в стиле конструктивизма, а также прочесть информацию о них.

В подборку входит семь зданий:

– Культурный центр ЗИЛ. Дворец культуры завода имени И. А. Лихачёва имел в своём составе библиотеку, кинозал и обсерваторию. Сегодня здесь располагается Культурный центр ЗИЛ.

– Шуховская башня. Она стала одним из самых известных архитектурных примеров конструктивизма. По легенде, инженер Владимир Шухов спроектировал необычную конструкцию башни-ретранслятора по образу корзины для бумаг. В своё время сооружение даже выдержало столкновение с небольшим почтовым самолётом и не пострадало. Сейчас доступ к башне ограничен, но её можно рассмотреть с улицы Шухова.

– Дом Наркомфина. Дом задумывался как жильё переходного типа: от старого принципа расселения к совместному быту. Здание было возведено в 1928–1930-х годах архитекторами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом. Дом спроектировали так, чтобы его жители чувствовали общность и проводили всё свободное время на территории комплекса.

– Дом-мастерская Константина Мельникова. Архитектор Константин Мельников спроектировал это здание так, чтобы жилое пространство семьи гармонично сочеталось с мастерской. Результатом стали два встроенных друг в друга цилиндра с многочисленными шестиугольными окнами. На первом этаже разместилась кухня, на втором – гостиная, а на последнем – мастерская с террасой. С 2014 года дом работает как музей.

– «Хлебозавод». Главное здание арт-кластера, расположившегося сегодня на территории бывшего промышленного предприятия, – уникальное сооружение эпохи авангарда, так называемый хлебозавод-автомат. Инженер Георгий Марсаков разработал его в 1920-е годы. Главной особенностью конструкции стал кольцевой конвейер, который позволял оптимизировать производство хлеба. Именно благодаря ему здание имеет цилиндрическую форму. Всего Георгий Марсаков создал шесть подобных объектов в Москве, однако лишь один из них получил вторую жизнь в новом столетии.

– «Дом на набережной». Жилой комплекс построили в 1931 году по проекту архитектора Бориса Иофана. Дом на набережной стал архитектурным отражением жизненного идеала эпохи коммунизма. Несмотря на высокий статус жильцов дома (здание строилось для партийной элиты), он должен был стать коммунальным пространством. В доме открыли самый большой в СССР на тот момент кинотеатр «Ударник», а также библиотеку, универмаг и клуб.

– Еврейский музей и центр толерантности. Это здание создавалось как гараж и являлось частью архитектурного комплекса Бахметьевского автобусного парка. В 1926 году архитектор Константин Мельников специально провёл эксперимент с 30 грузовиками и автобусами, чтобы создать идеальную схему движения транспорта внутри постройки.