Памятные даты России: Выставка к 240-летию со дня рождения В. А. Жуковского представлена в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге

8 февраля 2023

В зале «Золотой век русской литературы» в Литературном музее ИРЛИ РАН (Пушкинский дом, Санкт-Петербург) для посетителей открыта выставка, посвящённая 240-летию со дня рождения В. А. Жуковского.

Основу уникальной коллекции Литературного музея Пушкинского дома, относящейся к Жуковскому, составляют материалы семейного архива, поступившего в 1928 году из собрания Александра Федоровича Онегина (Отто), а также материалы родственных Жуковскому семей Елагиных-Воейковых-Беэр.

Скульптурные, живописные, графические портреты поэта и лиц из его окружения, копии рукописей и рисунков Жуковского, мемории представлены в экспозиции музея в зале «Золотой век русской литературы».

Юбилейная дата даёт возможность дополнить рассказ о поэте, включив на время в экспозицию предметы, обычно редко выставляемые. На этот раз публике представлены материалы последнего периода жизни Жуковского.

В 1840 году поэт вместе с наследником престола вел. кн. Александром Николаевичем совершает путешествие по Европе. Уникальный альбом 1840 года, относящийся ко времени пребывания в Германии, содержит рисунки поэта и первый набросок поэмы «Агасвер. Вечный жид» («Странствующий жид») (нового замысла, к осуществлению которого Жуковский вернется только в 1851 году, но так его и не завершит). Рядом со стихами – рисунок Жуковского с видом г. Эмса, где 9 (21) июня 1840 года поэт говорил с государем о своём намерении устроить семейную жизнь с девицей Елизаветой, дочерью своего друга Герхарда фон Рейтерна.

Отъезд в 1841 году в Германию и женитьба не отменяли возвращения с семьей в Россию через несколько лет. Однако по разным причинам этого не случилось. Без сомнения, Жуковский ощущал себя странником, Одиссеем. Не случайно с 1842 по 1849 годы он работал над переводом поэмы Гомера, представленной на выставке в первой публикации. О семейной идиллии Жуковского можно судить и по таким экспонатам, как портреты жены и детей, рисунок с изображением последнего дома в Баден-Бадене и одна из последних фотографий поэта. Ещё один уникальный экспонат – паспорт на выезд Жуковского и членов его семьи в Россию, выданный 12 (24) мая 1848 года и неоднократно продлевавшийся. Наконец, завершающим аккордом выставки можно считать список стихотворения Жуковского «Царскосельский лебедь», сделанный рукой его камердинера В. Кальянова в 1851 году, с правкой поэта. Отождествляя себя с лебедем, плавающим по царскосельскому пруду, он и предчувствует свою скорую кончину, и как бы передаёт привет России, куда ему уже не суждено будет вернуться. Современники считали стихотворение поэтическим завещанием Жуковского.

Выставка работает по 22 февраля 2023 года.