Музеи России: Обновлённая экспозиция искусства XVIII века в Третьяковской галерее

15 ноября 2011

15 ноября 2011 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве открывается обновлённая экспозиция искусства XVIII века. В отличие от последнего варианта 1994 года, когда скульптуре был предоставлен отдельный зал, теперь живопись и скульптура экспонируются вместе, в общем пространстве. Такой традиционный подход представляется более органичным и соответствующим принципу ансамблевости, характерному для искусства XVIII века.

Первый зал, посвящённый эпохе Петра I и времени формирования светского искусства в России, отмечен появлением в экспозиции редчайших образцов искусства этого периода – двух портретов кисти А. М. Матвеева, работ которого нет в собрании музея. «Портрет князя И. А. Голицына» (1728) и «Портрет княгини А. П. Голицыной» А. М. Матвеева предоставлены Третьяковской галерее на временное хранение нынешним владельцем, художником И. И. Голицыным. В экспозицию впервые включён парадный портрет сподвижника Петра I, участника всех его военных кампаний, графа Г. П. Чернышева (неизвестный художник середины XVIII века).

Основные изменения коснулись второго зала – бывшего зала скульптуры XVIII века. Теперь, когда скульптура рассредоточена по всему разделу, здесь демонстрируются произведения преподавателей Академии художеств и их учеников.

В третьем зале представлено искусство середины XVIII века, эпохи барокко и рококо. Сюда перемещены работы И. Я. Вишнякова, в том числе, парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743).

Несомненное достоинство обновлённой экспозиции – появление зала Ф. С. Рокотова (1735?–1808). Теперь каждому из трёх крупнейших портретистов XVIII века – Ф. С. Рокотову, Д. Г. Левицкому и В. Л. Боровиковскому – в Третьяковской галерее посвящён отдельный монографический зал.

По сравнению с прежним вариантом, новая экспозиция искусства XVIII века выстроена более точно хронологически и исторически, а диалог скульптуры и живописи, которые теперь размещены в едином пространстве, даёт наглядное и живое представление об эпохе.