История и культура: Презентация XIV тома «Истории русского искусства» в Москве

12 ноября 2012

Презентация XIV тома «Истории русского искусства», посвящённого блистательной эпохе Александра I – одно из мероприятий общегосударственных торжеств, приуроченных к 200-й годовщине победы в Отечественной войне 1812 года и изгнания наполеоновских войск из России – проходит 12 ноября 2012 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Внушительный том, включающий 880 страниц и более 700 иллюстраций, подготовлен в рамках фундаментального проекта «Истории русского искусства» в 22 томах, осуществляемого Государственным институтом искусствознания совместно с ведущими специалистами в области изучения художественного наследия России. Беспрецедентный по полноте охвата материала труд призван комплексно осветить историю отечественного искусства XI–XX веков. Впервые в одном проекте объединены история зодчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки, театра, эстрады, фотографии и кинематографа, при этом внимание уделяется не только художественным достижениям двух столиц, но и русской провинции.

В представляемом томе разворачивается внушительная панорама культуры пушкинской эпохи. Великолепие ансамблей столичных площадей, блистательные интерьеры императорских дворцов, расцвет дворянской усадьбы, формирование архитектурного облика провинциальных городов, непреходящие достижения живописцев, скульпторов, композиторов, мастеров исполнительского и сценического искусства – всё это отражено в главах, авторами которых являются признанные отечественные учёные. Благодаря сотрудничеству исследователей разных поколений в томе удалось соединить лучшие традиции отечественной академической науки с новаторскими концепциями, возникшими в результате активной интеграции отечественного искусствознания в мировую науку. В результате разностороннего подхода одна из самых цельных и ярких в художественном смысле эпох русской истории рисуется объёмно и многозначно. Русское искусство этой поры во всей сложности подчас парадоксальных взаимосвязей с искусством европейским выступает как органичная и значимая часть мирового художественного процесса.