
Выставки: Экспозиция «Портрет в России XVIII-начала XX века» в Великом Новгороде
14 июня 2013 года в выставочных залах Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника открывается выставка «Знакомство с коллекцией. Портрет в России XVIII-начала XX века. Живопись, графика, скульптура», представляющая более двухсот произведений портретного жанра из фонда живописи, графики и скульптуры Новгородского музея-заповедника.
Наряду с произведениями профессиональных мастеров полноправное место на выставке занимают портреты художников провинциального круга, - ведь и те, и другие объективно отражают свою историческую эпоху.
Портреты императоров и членов императорской фамилии – наиболее значительная и многочисленная часть выставки. В собрании Новгородского музея почти полностью представлена обширная иконография Екатерины II. На выставке экспонируется несколько графических портретов императрицы, среди которых наибольший интерес вызывает миниатюра неизвестного автора с оригинала шведского художника В. Эриксона «Портрет императрицы Екатерины II в шугае и кокошнике». Редкая иконография отличает исполненный неизвестным художником «Портрет императора Александра I», на котором он представлен с российской и польской коронами.
Значительная группа портретов представлена произведениями оригинальной и печатной графики, среди которых особенно выделяются миниатюрные портреты XVIII-XIX вв., в том числе поступившие в собрание Новгородского музея из коллекции графини А. А. Орловой-Чесменской.
Большая часть произведений экспонируется впервые.
Масштабная экспозиция подготавливалась в течение нескольких лет реставраторами масляной живописи, проводившими сложнейшие комплексные работы по реставрации практически всех произведений живописи. Одновременно велась научно-исследовательская работа по атрибуции произведений, в результате которой были определены многие изображенные персонажи, найдены сведения об авторах, уточнена датировка работ.
В экспозиционном пространстве произведения изобразительного искусства дополняют комплексы предметов из фондов мебели и металла, фонда редкой книги и научной библиотеки, что позволяет создать историческое «обрамление» портретов.