
Общество и культура: Выставка «Антуан Пэн. Портрет Петра Великого из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск» в Эрмитаже
В Аполлоновом зале Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) открылась выставка «Антуан Пэн. Портрет Петра Великого из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск». К завершению реставрации». Выставка приурочена к 71-ой годовщине освобождения Павловска от фашистской оккупации.
При Павле I портрет был помещён в Малый кабинет дворца, где и висел около 140 лет до начала Великой Отечественной войны. Картину не успели эвакуировать, и она была обнаружена только при освобождении Павловска в 1944 году с серьёзными повреждениями: холст был вырезан из рамы, разрезан в нескольких местах, красочный слой осыпался. В 1960-е годы портрет Петра I вернулся на своё историческое место после восстановления экспозиционного вида реставраторами Павловского дворца-музея, выполненного в сжатые сроки. Спустя полвека состояние живописного полотна было признано аварийным, и в конце 2011 года портрет был отправлен в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа.
Реставрационные работы состояли из трёх этапов: консервация, раскрытие авторской живописи от старых многослойных записей разного времени и художественная реставрация, подразумевающая восполнение утрат.
Этапы комплексной реставрации и физико-химические исследования, проведённые в научной лаборатории Государственного Эрмитажа, позволяют говорить о том, что сегодня Павловский дворец-музей обладает совершенно уникальным прижизненным портретом Петра I, выполненным известным европейским мастером первой половины XVIII века Антуаном Пэном.