Родился мастер художественной фотографии, фотолетописец Тюмени, участник Всемирной фотографической выставки в Париже Тарас Климентьевич Огибенин (1861–1935)

19 июля 1861

Т. К. Огибенин родился 19 июля 1861 г. в Висимо-Шайтанском демидовском заводе. Семья Огибениных, переехав в Тюмень, основала сундучную мастерскую в Заречной части города. Т. К. Огибенин окончил реальное училище в Екатеринбурге, служил в артиллерии в Казани. Сдал экзамены на звание учителя математики. Получив образование, устроился учителем в Тюменское уездное училище. В 1893 г. Т. К. Огибенин ушёл в отставку.

Благодаря раннему увлечению фотографией, Т. К. Огибенин стал профессиональным фотографом, работал в Тюмени, имел своё фотоателье. Выполнял многочисленные заказы тюменских мещан на портретные съёмки, а также портреты на фарфоре и гипсе (фотографический барельеф). Применял фотографирование в натуральных цветах на стеклянной подложке, тонирование отпечатков в любой цвет по желанию заказчика; изготовление прозрачных слайдов для проекционного фонаря и увеличение портретов. Принимались заказы на проявление пластинок и плёнок, а также на печать любительских фотографий. Т. К. Огибенин одним из первых в Сибири в 1894 г. использовал при изготовлении фотографий электрическое освещение. «Сибирская торговая газета» 21 ноября 1907 г. передавала, что Т. К. Огибениным впервые в Сибири произведены цветные фотографические съёмки по способу Люмьера. Позднее, в 1911 г., газета сообщала, что цветные снимки видов Тюмени Т. К. Огибенин экспонировал на торгово-промышленной выставке в Омске. Свидетельством мастерства фотографа служит его участие в престижной Парижской выставке. Среди снимков, представленных там, были виды Тюмени и её окрестностей. Фотографии отличались выразительностью, удачным выбором места съёмки, нестандартным сюжетом и содержанием, чёткостью изображения. По фотографиям Т. К. Огибенина «Торговый дом «А. И. Соколовой Наследники» в 1900-1910-х гг. выпустил несколько серий почтовых открыток с видами и пейзажами Тюмени. До нашего времени дошли многие почтовые и художественные открытки города, сделанные по фотографиям Т. К. Огибенина.

Т. К. Огибенин и сам выпускал открытки. Коллекционерам известна дважды переизданная серия видов курорта «Боровое» в Акмолинской области. В 1910-х гг. он ездил лечиться на кумысолечебный курорт «Боровое» в горах близ города Кокчетава, где сделал множество снимков. По приезде в Тюмень Т. К. Огибенин выпустил серию из почти тридцати открытых писем под названием «Сибирская Швейцария». Теперь эта местность находится за границами России, в Казахстане, но нужно помнить, что северный Казахстан в те годы воспринимался как часть Старой Сибири. Т. К. Огибенин снял панорамы общего вида озера Борового с горы Синюха, окрестности курорта, отдыхающих на берегу озера.

Особой тщательностью отличались фирменные бланки Т. К. Огибенина, наклеиваемые на обратную сторону паспарту, с разнообразными подборками шрифтов и замысловатыми узорами. Подложки заказывались в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве. По традиции на них указывался товарный знак исполнителя, его имя в позолоте, адрес и рекламные сведения. Не оставались без внимания и лицевая сторона снимка. При малейшей возможности она использовалась для рекламы и размещения здесь имени фотографа. Так, у Т. К. Огибенина на лицевой стороне снимков нередко можно было встретить персональный фирменный знак. Он представлял собой круг диаметром до полутора сантиметров, покрытый позолотой. В сложном переплетении здесь красовались инициалы: «О. Т. К.». В более ранних вариантах присутствовали только две начальные буквы имени: «О» и «Т». Качество работы мастера отличалось безукоризненностью: обязывала честь фамилии. Всё свидетельствовало о солидности, надёжности павильона и высочайшем качестве изделия.

Т. К. Огибенин много лет находился в дружественных отношениях и переписке со знаменитым уральским фотографом из Екатеринбурга, мастером жанровой и документальной фотографии В. Л. Метенковым, а также постоянно пользовался услугами его магазина и склада.

Помимо работы в ателье, Т. К. Огибенин вёл активную общественную жизнь. Его многолетняя и безупречная деятельность в качестве губернского, а затем коллежского секретаря достойно оценивалась Тюменской городской думой. Благодаря своему высокому авторитету, Т. К. Огибенин в течение более чем двух десятков лет избирался гласным думы, членом ревизионной и школьной комиссий. Он работал в совете Пушкинской городской библиотеки и в комиссии по строительству городского водопровода. В предреволюционные годы он был членом городской управы и кандидатом на место градоначальника.

Т. К. Огибенин продолжал работать до конца 1920-х гг. Скончался в 1935 г. Уникальный архив фотографа – множество старинных книг по фотоделу, негативов и снимков тюменских семей – оказался утрачен. В конце 1920-х гг. фотопавильон Т. К. Огибенина передали под фотоцех артели «Красногвардеец», работники которой уничтожили коллекцию.

В сентябре 2007 г. в Тюмени впервые были проведены «Дни Огибениных», на которые со всего мира съехались потомки знаменитой фамилии. «Дни Огибениных» организовала мебельная фабрика «Заречье», ведущая летопись своего предприятия с сундучной мастерской Климентия Огибенина.

Лит.: Бирюков Е. Родовое древо тюменских фотомастеров // УРФО. 2007. № 11–12. С. 76–77; Боярский Л.В. Пионеры тюменской фотографии: становление фотографического дела в г. Тюмени в XIX - начале XX вв. Тюмень, 2016; Горбачев В. Поколенная роспись потомков // Сибирское богатство. 2014. № 4. С. 48–53; Дубовская Е. Мастер светописи Огибенин // Незабытая Тюмень: альбом фотографических видов города и увлекательных историй XIX–XX веков. Тюмень, 2014. С. 76–79; Дубовская Е. Феномен фотографии // Легенды и тайны Тюмени. Тюмень, 2013. С. 312–334; Копылов В Е. Огибенин Тарас Климентьевич // Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004. Т. 2: И–П. С. 383–384; Копылов В.Е. Тарас Огибенин — мастер светописи // Былое светописи: у истоков фотографии в Тобольской губернии. Тюмень, 2004. С. 118–135; Огибенин Тарас Климентьевич // Изобразительное искусство Сибири XVII-начала XXI вв.: словарь-указатель художников, искусствоведов, специалистов по музейному делу, исследователей, художников-педагогов, коллекционеров, меценатов, общественных и государственных деятелей / Сибирский художественный музей. Тобольск, 2014. Т. 2: Милашевский-Яшин. С. 906; Работы тюменских фотографов конца XIX века–первой четверти XX века из коллекции Юлии Стригановой М., 2018; Чупин В.А. Прогулка по местам, где столетие назад жили и работали фотографы Тюмени, продолжается... // Земля Тюменская: ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Тюмень, 2008. Вып. 21: 2007. С. 34–70.

См. также в Президентской библиотеке:

Боровое. Акм. обл. Вершина Окджепеса: [открытка]. Тюмень: издание фотографа Огибенина, [между 1909 и 1914]

Боровое. Утес и аллея дружбы. Акм. обл.: [открытка]. Тюмень: издание фотографа Огибенина, [между 1909 и 1914]

Хроника // Сибирская торговая газета. 1907. № 252. 21 ноября. С.3