Началось строительство «Мёртвой дороги» – железной дороги Чум–Салехард–Игарка (1947–1955 гг.)

22 апреля 1947

Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга Салехард–Игарка, известной также как «мёртвая дорога», можно считать одним из самых масштабных проектов ГУЛАГа. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической – освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми, и военно-стратегической – защита Арктического побережья.

22 апреля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству морского порта на мысе Каменный, а также начать прокладку железной дороги от Печорской магистрали к порту. Роль железной дороги первоначально сводилась к обслуживанию порта. Для производства работ 28 апреля 1947 г. были созданы Северное управление Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), строительство № 501, которому подчинялось управление исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) и строительство № 502 ГУЛЖДС МВД СССР, ведавшее сооружением порта. В системе ГУЛАГа было Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее больше 290 тысяч заключённых. В нём работали лучшие инженеры. Начальником строительства № 501 МВД СССР был назначен В. А. Барабанов. В мае–июне 1947 г. ГУЛЖДС приступило к работе. 13 мая начались земляные работы от ст. Чум в сторону будущего порта. В 1949 г., когда окончательно выяснилось, что мыс Каменный для приёма океанских кораблей не пригоден, работы были прекращены, а 502-я стройка ликвидирована.

В 1948–1949 гг. главное направление работ было перенесено на сооружение линии Чум–Лабытнанги. К 5 декабря 1948 г. 196 км трассы были построены. Постановлением Совета Министров СССР от 29 января 1949 г. место строительства порта было перенесено в Игарку, что и вызвало новое направление дороги: Салехард–Игарка. 5 февраля 1949 г. ГУЛЖДС было разукрупнено, в его составе были образованы управления ИТЛ, строительства № 501 и № 503 и ГУЛЖДС МВД СССР. 501-е строительство отвечало за возведение западной части трассы: Чум–Салехард–р. Пур (900 км), а 503-е — за восточную часть: Пур–Таз–Ермаково–Игарка (600 км). Строительства должны были двигаться навстречу друг другу и соединиться на реке Пур. Общее руководство прокладкой дороги с января 1949 по весну 1951 гг. продолжал осуществлять В. А. Барабанов, а с апреля 1951 г.– А. Н. Боровицкий. Общая длина железной дороги Салехард–Игарка должна была составить 1263 км, большая часть её проходила по территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Дорогу строили заключенные. В 1951 г. 24% из них было осуждено по политическим статьям, а 18% – были женщинами. Тяжёлые природно-климатические условия усугублялись неустроенным бытом, притеснениями со стороны охраны и уголовников, скудным и однообразным питанием. Как вспоминает строитель-заключённый Алексей Салангин: «…прибыли в Ермаково на совершенно пустое место. Зона была огорожена проволокой. Кругом болота, заросли, в воздухе – комарьё. Жили сначала в палатках 20 метров, сплошные нары в 2 яруса. Мох нарубили как кирпич, обложили им палатки. По концам – печки, посередине – стол. 200 человек на нарах – 40 см на одного человека. Утром волосы примерзали к стенке».

С 1951 г. отношение к строительству линии Чум–Салехард–Игарка у власти стало меняться, темпы снизились. Летом 1952 г. произошла новая реорганизация. Аппарат 503-й был переброшен на новую стройку. Оба строительства объединили, и оно стало называться управлением ИТЛ и строительства № 501 ГУЛЖДС МВД СССР. С лета 1952 г. ему была поручена вся линия от Чума до Игарки. 25 мая 1953 г. постановлением Совета Министров СССР строительство № 501 было передано в ведение Министерству путей сообщения, в сентябре 1953 г. начальником строительства был назначен А. Д. Жигин. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1953 г. строительство железной дороги Салехард–Игарка было прекращено и поставлено на консервацию. В 1954 г. Министерство путей сообщения добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка Чум–Лабытнанги, принятого в 1955 г. в постоянную эксплуатацию. Последние колонны строителей ушли с трассы в конце 1955 г. За 1947–1955 гг. полностью была завершена линия Чум–Салехард. На трассе Салехард–Игарка было уложено 848 км пути из 1263 запланированных. За время строительства в тундре и по берегам рек было построено 75 рабочих посёлков, 35 станционных и складских помещений. Временное движение поездов открывалось до Надыма.

В отличие от других «строек коммунизма» Северная железная дорога оказалось мёртвой дорогой. Общие затраты на строительство по ценам того времени превысили 4 млрд. руб. На её ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. руб., но из-за удалённости от населённых пунктов и отсутствия транспорта огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти. Большая часть оборудования, мебели, одежды была уничтожена на глазах жителей железнодорожных посёлков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключённых-строителей.

 

Лит.: Гриценко В. Н. История «мёртвой дороги». Екатеринбург, 2010; Кочубей А. 501-я стройка. Взгляд со стороны // Ямальский меридиан. 2005. № 3. С. 35–40; Липатова Л. Рассказывает очевидец // Ямальский меридиан. 2004. № 9. С. 26–29; Пиманов А. С. История строительства железной дороги «Чум–Салехард–Игарка» (1947–1955). Тюмень, 1998; Пиманов А. С. «Мёртвая дорога» // Большая Тюменская энциклопедия. Т. 2: И–П. Тюмень, 2004. С. 280–281.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Мёртвая дорога: [документальный фильм] / реж.: Д. Дьяконов… СПб., 2013

«Мёртвая дорога»: Чум–Салехард–Игарка / Алексей Шлыков; фотографии: Афанасий Маковнев (Geophoto), Давид Шоломович (РИА Новости), Игорь Акимов (ИТАР ТАСС). // Русский репортёр. 2014, № 35 (363) (11–18 сентября). 2014. С. 66

 

Статья подготовлена Тюменским филиалом Президентской библиотеки