Родился российский композитор, пианист, член «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский

21 марта 1839

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (сейчас деревня Куньинского района Псковской области) в дворянской семье Петра Алексеевича Мусоргского (1798–1853) и Юлии Ивановны Чириковой (1807–1865). С раннего детства начал заниматься музыкой под руководством матери. К 7 годам играл небольшие сочинения Ф. Листа.

С 1849 г. учился в Петропавловской школе в Санкт-Петербурге, в 1852–1856 гг. – в Школе гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой был произведён в прапорщики Преображенского полка. Большое впечатление на М. П. Мусоргского произвело знакомство с композитором А. С. Даргомыжским, оценившим музыкальный талант молодого человека. Весной 1859 г. в возрасте 20 лет М. П. Мусоргский вышел в отставку, чтобы заниматься музыкой.

В доме у А. С. Даргомыжского М. П. Мусоргский познакомился с Ц. А. Кюи, сыном обрусевшего француза, молодым офицером, недавно окончившим Инженерное училище. Ц. А. Кюи, в свою очередь, познакомил его с М. А. Балакиревым, собравшим вокруг себя «Могучую кучку» молодых талантов, покорявших слушателей «новою самобытною русскою музыкальною силою. Эти три талантливых юноши сошлись необыкновенно близко, потому что для всех трёх одинаково музыка была первым делом на свете, в котором они так ревностно стремились реализовать себя» (Вестник Европы, Т. 3 (кн.5/6). СПб, 1881). Постепенно в «Балакиревский кружок» вошли Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин и другие молодые композиторы.

Под руководством М. А. Балакирева М. П. Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией, изучал музыку М. И. Глинки и западно-европейских композиторов. Первое время М. П. Мусоргского влекли большие формы и «…сюжеты не русские, обще-европейские, нередко исторические и классические…», по замечанию критика В. В. Стасова. Он обратился к античной мифологии («Эдип») и к восточной истории, художественно воплощённой Гюставом Флобером («Саламбо»), погружаясь в хитросплетение народных и личных судеб, но обе оперы остались незаконченными. М. П. Мусоргский писал музыку на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а затем, по совету литературоведа В. В. Никольского, приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Премьера оперы «Борис Годунов» состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Это был новый тип исторической оперы, представленной в виде психологической драмы. М. П. Мусоргский произвёл реформу, по радикальности не уступающую вагнеровской, при этом синтезировал исконно русские музыкальные традиции. Опера вызвала ожесточённые споры, причём мнения разделились и в близкой композитору группе музыкантов — особенно ранила М. П. Мусоргского полная мелочных придирок рецензия Ц. А. Кюи.

В 1873 г. М. П. Мусоргский начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина», её сюжет был предложен критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти М. П. Мусоргского «Хованщина» была окончательно инструментована Н. А. Римским-Корсаковым.

В этот период М. П. Мусоргский переживал развал «Могучей кучки» и связанное с этим болезненное чувство непризнанности и «непонятости». Переутомление, усилившаяся во 2-й половине 1870-х гг. «нервная лихорадка», пристрастие к алкоголю подорвали здоровье композитора. М. П. Мусоргский скончался 16 (28) марта 1881 г. в Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Новаторское значение творчества М. П. Мусоргского лишь немногими было оценено при его жизни. Оперы композитора прочно утвердились на сцене только на рубеже XIX–XX вв. «Борис Годунов» получил мировое признание после того, как в заглавной партии в 1898 г. выступил Ф. И. Шаляпин. Опера «Хованщина» впервые была исполнена на императорской сцене только в 1911 г. по инициативе Ф. И. Шаляпина. Творческие находки М. П. Мусоргского вызвали интерес К. Дебюсси, М. Равеля, Л. Яначека и других композиторов. Среди отечественных композиторов традиции М. П. Мусоргского получили развитие в творчестве Д. Д. Шостаковчиа, Г. В. Свиридова и др. В 1970 г. в деревне Наумово (Куньинского района Псковской области) основан Дом-музей Мусоргского.

 

Лит.: Берченко Р.Э. Композиторская режиссура Мусоргского. М., 2003; Левашёв Е.М., Тетерина Н.И. Историзм художественного мышления М.П. Мусоргского. М., 2011; Сабинина М.Д. М.П. Мусоргский // Большая российская энциклопедия; Хубов Г. Мусоргский М., 1969; Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. М., 1981.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Стасов В. В. Модест Петрович Мусоргский: биографический очерк / Вестник Европы. Г. 16 1881, т. 3, [кн. 5/6, май/июнь]. СПб., 1881 (сканы 289–320)

М. П. Мусоргский. 1839-1881: 28 выпуска (1856 г.) из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (Николаевского кавалерийского училища): [биографический очерк]. Петроград, 1916

И. Е. Репин (1844-1930). Портрет М. П. Мусоргского: [открытка] / ред. Г. Е. Лебедев. Л., 1944

РГИА Ф. 497. Оп. 2. Д. 22723 Переписка о постановке опер: Рубинштейна "Демон" и Мусоргского "Борис Годунов". 10 февраля - 23 октября 1871 г. (Доступно в ЭЧЗ)