Родился выдающийся русский композитор, дирижёр, педагог, создатель композиторской школы Николай Андреевич Римский-Корсаков

18 марта 1844

6 (18) марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Андрея Петровича Римского-Корсакова (1778–1862) и Софьи Васильевны (1802–1888), урождённой Скарятиной, родился Николай Андреевич Римский-Корсаков, выдающийся русский композитор, дирижёр, педагог, создатель композиторской школы.

«Музыку я не особо любил, или, хоть и любил, но она почти никогда не производила на меня сильного впечатления, или по крайней мере слабейшее в сравнении с любимыми книгами» – вспоминал Н. А. Римский-Корсаков о своём детстве. Вместе с этим, первые признаки музыкальных способностей проявились в нём очень рано: «Ещё мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трёх или четырёх лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал». В шесть лет начал обучаться игре на фортепиано, а в одиннадцать – Н. А. Римский-Корсаков сочинил первое музыкальное произведение.

С 1856 по 1862 гг. учился в Санкт-Петербургском Морском корпусе. Под впечатлением от опер М. И. Глинки всерьёз увлёкся музыкой. Брал уроки игры на фортепиано у пианиста Ф. А. Канилле (1858–1860), который в 1861 г. ввёл Н. А. Римского-Корсакова в музыкальный кружок М. А. Балакирева, известный как «Могучая кучка». «Сойдясь с балакиревским кружком, – вспоминал Н. А. Римский-Корсаков, – я стал мечтать о музыкальной дороге; я был ободрён и направлен кружком на эту дорогу. В то время я уже действительно страстно любил музыку».

В 1862 г. Н. А. Римский-Корсаков с отличием окончил Морской корпус и поступил гардемарином на клипер «Алмаз», на борту которого совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. В 1865 г. вернулся в Санкт-Петербург и начал усиленно заниматься музыкой. Под руководством М. А. Балакирева сочинил 1-ю симфонию ми-бемоль минор (1865), «Сербскую фантазию» (1867), первые романсы, симфоническую музыкальную картину «Садко» (1867), 2-ю симфонию «Антар» (1868), оперу «Псковитянка» (1868–1872).

Молодой композитор приобрёл известность, и в 1871 г. директор Петербургской консерватории М. П. Азанчевский пригласил его на место профессора класса практического сочинения, теории композиции и инструментовки. В 1873–1884 гг. Н. А. Римский-Корсаков также занимал должность инспектора «музыкантских хоров» Морского ведомства, а в 1874–1881 гг. – директора Бесплатной музыкальной школы. В 1883–1894 гг. преподавал гармонию в Императорской Придворной певческой капелле.

По воспоминаниям учеников Н. А. Римского-Корсакова, он воздействовал на студентов обаянием личности и огромного мастерства, был очень пунктуален и добросовестен в занятиях. Педагогический опыт и взгляды на музыкальное образование изложил в таких работах как «Практический учебник гармонии» (1886), «Основы оркестровки» (1908), а также в статьях «О музыкальном образовании» (1892) и «Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях» (1901). За 37 лет работы в Консерватории Н. А. Римский-Корсаков воспитал блистательную плеяду композиторов, дирижёров, музыковедов, в числе которых А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, М. Ф. Гнесин, Л. А. Саккетти, Б. В. Асафьев и многие другие (всего около 200 учеников).

В 1870-е гг. Н. А. Римский-Корсаков увлёкся русским фольклором и славянскими древностями. Результатом этого увлечения стало составление сборников «100 русских народных песен» (1875–1876) и «40 песен» (1875–1882), создание опер «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1905), «Золотой петушок» (1907). Творчество и педагогическая деятельность Н. А. Римского-Корсакова оказали значительное влияние не только на отечественных, но и на западноевропейских композиторов, среди которых К. Дебюсси, М. Равель, О. Респиги, А. Бакс.

Во время революции 1905–1907 гг. выступил в защиту прав студентов, за что был уволен из Петербургской консерватории, однако, по просьбе нового директора А. К. Глазунова вернулся на должность профессора. В 1907 г. участвовал в Русских исторических концертах С. П. Дягилева в Париже.

Скончался 8 (21) июня 1908 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, в 1930-х гг. захоронение перенесено на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. С 1944 г. Санкт-Петербургская консерватория носит имя Н. А. Римского-Корсакова.

 

Лит.: Асафьев Б. В. Симфонические этюды. Л., 1970; Грибовский В. Ю. Римские-Корсаковы. Морская династия на службе Отечеству. СПб., 2013; Кунин И. Ф. Н. А. Римский-Корсаков: жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах. М., 1974; Н. А. Римский-Корсаков. Исследования и материалы / [ред.-сост. З. М. Гусейнова, Г. А. Некрасова]. СПб., 2009; Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество: в 5 т. М., 1933–1946; Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844–1908) // Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского­Корсакова: [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.conservatory.ru/esweb/rimskiy-korsakov-nikolay-andreevich-1844-1908.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Римский-Корсаков Н. А. ... Летопись моей музыкальной жизни. 1844-1906. СПб., 1910 (Доступно в электронном читальном зале);

В. В. Памяти Н. А. Римского-Корсакова // Русская старина. Г. 39 1908. Т. 136, кн. 11, ноябрь (С. 303–304);

Дарственная надпись П. И. Чайковского Н. А. Римскому-Корсакову от [марта 1868 г.] на нотах: Пляска сенных девушек из оперы "Воевода". Переложение для фортепиано в 4 руки;

Дарственная надпись П. И. Чайковского Н. А. Римскому-Корсакову от [до 23 февраля 1869 г.] на нотах: 50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки П. И. Чайковским. Ч. 1, 2. М.: П. Юргенсон, [1869];

Дарственная надпись П. И. Чайковского Н. А. Римскому-Корсакову от 29 января 1885 г. на нотах: Сюита № 3 для оркестра. Партитура. М.: П. Юргенсон, [1885];

Дарственная надпись П. И. Чайковского Н. А. Римскому-Корсакову от 8 марта 1886 г. на нотах: Манфред. Симфония в 4-х картинах. Партитура. М.: П. Юргенсон, [1886];

И. Е. Репин (1844-1930). Портрет Н. А. Римского-Корсакова: [открытка] / редактор Г. Е. Лебедев. [Л.], 1944;

Чествование М. П. Беляева по случаю пятилетия создания Русских симфонических концертов. Справа налево: А. К. Глазунов, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов, К. А. Антипов, А. А. Копылов;

Чествование М. П. Беляева по случаю пятилетия создания Русских симфонических концертов. Слева направо: В. В. Стасов, К. Ф. Антипов, С. М. Блюменфельд, А. Н. Антипов, А. А. Копылов, А. К. Лядов, Н. А. Лавров, Ф. М. Блюменфельд, С. А. Дианин, Ц. А. Кюи, Н. А. Арцыбушев, П. А. Трифонов, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Беляев, Н. А. Соколов, А. К. Глазунов, А. А. Петров, Я. Витоль;

Чествование М. П. Беляева по случаю пятилетия создания Русских симфонических концертов. Слева направо (сидят): А. К. Лядов, В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Беляев (с дочерью), А. К. Глазунов, Н. А. Соколов. Стоят: С. М. Блуменфельд, А. Н. Антипов, А. А. Копылов, Ф. М. Блуменфельд, Я. Витоль, Н. А. Лавров, Н. А. Арцыбушев, П. А. Трифонов, А. П. Дианин, К. Ф. Антипов, К. А. Антипов, С. А. Ляпунов, А. А. Петров.