Родился российский военный и государственный деятель, один из лидеров Белого движения, полярный исследователь, адмирал Александр Васильевич Колчак

16 ноября 1874

4 (16) ноября 1874 года родился Александр Васильевич Колчак – военный и государственный деятель, один из лидеров Белого движения, полярный исследователь, учёный-океанограф, адмирал (1918), Верховный правитель России (18 ноября 1918 – 7 февраля 1920) и Верховный главнокомандующий Русской армией (ноябрь 1918 – 4 января 1920).

А. В. Колчак родился в селе Александровском Санкт-Петербургской губернии в семье артиллерийского офицера, героя обороны Севастополя 1854–1855 годов Василия Ивановича Колчака и его жены Ольги Ильиничны, урождённой Посоховой. До 11 лет получал домашнее образование. В 1885–1888 годах обучался в 6-й Петербургской гимназии, после чего поступил в Морской кадетский корпус, где как лучший ученик был зачислен в класс гардемаринов и назначен фельдфебелем. Окончил корпус в 1894 году в звании мичмана.

В 1895–1899 годах служил на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Совершил три кругосветных путешествия, во время которых проводил исследования северных территорий Тихого океана, занимался гидрологией и океанологией. Появившиеся в печати его первые научные труды заинтересовали прославленного исследователя арктических широт барона Э. В. Толля, и он пригласил А. В. Колчака принять участие в Русской полярной экспедиции (1900–1902). Её основной целью было исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова.

Собранные А. В. Колчаком в ходе экспедиции материалы, включая составленные им карты, использовались моряками вплоть до конца 1950-х годов, а гляциологический материал (сведения о льдах) не потерял актуальности и в XXI веке. До нашего времени сохранилось название мыса, названного А. В. Колчаком в честь невесты Софьи Фёдоровны Омировой – мыс Софьи на юго-востоке острова Беннетта в Восточно-Сибирском море. По итогам экспедиции за большой вклад в исследование Русского Севера А. В. Колчак был избран членом Русского географического общества и стал четвёртым в истории мореплавателем, получившим высшую награду общества – Константиновскую медаль. До него этой чести удостоились Ф. Нансен, Н. Норденшёльд и Н. Юргенс.

Узнав о начале Русско-японской войны (1904–1905), А. В. Колчак добился перевода на Дальний Восток и принял участие в обороне Порт-Артура (1904–1905). В ходе боёв был ранен. После капитуляции гарнизона крепости, находясь в госпитале, попал в плен. Вместе с другими офицерами был возвращён в Россию. За проявленный во время войны героизм награждён Георгиевским оружием, орденами Святой Анны и Святого Станислава.

В 1906 году А. В. Колчак возглавил военную комиссию при Морском генеральном штабе, которая изучила действия русского флота в войне и выявила причины, приведшие к поражению. Он разработал проект, который стал теоретической базой русского военного судостроения в преддверии Первой мировой войны. В это время А. В. Колчак также занимался систематизацией материалов прошлых экспедиций и в 1909 году опубликовал исследование о ледяном покрове Карского и Сибирского морей.

В 1912 году начал служить в минной дивизии Балтийского флота командиром эскадренного миноносца «Уссуриец», в 1913 году стал командиром эсминца «Пограничник», а в 1914 году назначен начальником оперативной части Балтийского флота.

С началом Первой мировой войны под руководством А. В. Колчака были разработаны и реализованы планы минных операций с целью блокады германских военно-морских баз на Балтике, благодаря чему был сорван вражеский блицкриг на море. Этот опыт был повторён в первые дни Великой Отечественной войны для организации обороны Финского залива и Ленинграда.

В июле 1916 года А. В. Колчак был назначен командующим Черноморским флотом с производством в вице-адмиралы и начал готовить военную операцию по выведению Турции из войны, однако эти планы сорвала Февральская революция. В июне 1917 года Временное правительство отозвало его в Петроград для доклада, в котором он заявил о катастрофическом развале армии и флота. А. В. Колчака командировали в Северо-Американские Соединённые Штаты как эксперта по минному делу.

Известие об Октябрьской революции и начале Гражданской войны застали его в Иокогаме, Япония. В Токио А. В. Колчак подал британскому послу просьбу о приёме в английскую армию и получил положительный ответ. Он был направлен на Месопотамский фронт (нынешний Ирак). Однако по дороге к месту назначения в Сингапуре получил секретное поручение прибыть в Китай, где встретился с бывшим русским посланником Н. А. Кудашевым. Он предложил А. В. Колчаку объединить формировавшиеся на Дальнем Востоке антибольшевистские силы. Местом их организации стала Китайско-Восточная железная дорога с центром в Харбине.

Из-за разногласий с казачьим атаманом Г. М. Семёновым и японцами осенью 1918 года А. В. Колчак решил присоединиться к Добровольческой армии генерала М. В. Алексеева. По дороге на Дон в ноябре 1918 года остановился в Омске, где находилось правительство Уфимской директории (временное всероссийское правительство, объединившее противников большевиков в Сибири и на Урале), которое назначило его военным и морским министром. После военного переворота, в результате которого директория была упразднена, 19 ноября 1918 года А. В. Колчак был провозглашён его организаторами Верховным правителем России, Верховным главнокомандующим Русской армией в Белом движении и произведён в полные адмиралы.

Правительство А. В. Колчака подтвердило верность союзническому долгу и установило контакты со странами Антанты. Во внутренней политике главной целью оно видело сохранение режима военной диктатуры для победы над большевиками и созыва Учредительного собрания, на котором будет решён вопрос о форме правления в России.

Наивысших побед армии Верховного правителя удалось добиться весной 1919 года, когда она заняла территорию Урала. Однако вслед за успехами началась череда неудач, вызванная в том числе некомпетентностью А. В. Колчака в вопросах государственного управления, отказом урегулировать аграрный вопрос, партизанским и эсеровским сопротивлением, политическими разногласиями с союзниками.

10 ноября 1919 года вместе с войсками и правительством А. В. Колчак выехал из Омска в направлении Владивостока. 4 января 1920 года сложил с себя звание Верховного правителя и передал власть генералу А. И. Деникину. Представители Антанты гарантировали А. В. Колчаку безопасность, однако 15 января с санкции французского генерала М. Жанена он был выдан на станции Иннокентьевская эсеровско-меньшевистским властям, контролировавшим Иркутск. После перехода власти в городе к большевикам был расстрелян без суда 7 февраля 1920 года по приговору Иркутского военно-революционного комитета на берегу притока Ангары реки Ушаковки.

 

Лит.: А. В. Колчак, 1874–1920: сборник документов: в 2 т. СПб., 2021 (Т. 1: От кадета до флотоводца, 1874–1918. 2021; Т. 2: Верховный правитель России, 1918–1920. 2021); Адмирал Колчак. Протоколы допроса. М., 2014; Белые офицеры. Колчак и другие. М., 2016; Гинс Г. К. Сибирь, союзники и Колчак: поворотный момент русской истории: 1918–1920 (впечатления и мысли члена Омского Правительства). М., 2008; Кузнецов Н. А. В поисках Земли Санникова. Полярные экспедиции Толля и Колчака. М., 2014; Тухачевский М. Н. Как мы разгромили Колчака. Уроки Гражданской войны: воспоминания. М., 2021; Цветков В. А. Адмирал Колчак. «Преступление и наказание» Верховного правителя России: [история без грифа «Секретно»]. М., 2018; Черкашин Н. А. Адмирал Колчак. Диктатор поневоле. М., 2023; Шмелёв А. В. Внешняя политика правительства адмирала Колчака (1918–1919). СПб., 2017.

 

См. также в Президентской библиотеке:

ГА РФ Ф. Р5793. Оп. 1. Д. 1. Воспоминания Рябикова П. Ф. «У адмирала А. В. Колчака» (о Гражданской войне в Сибири в мае – ноябре 1919 г.) с приложением документов белогвардейской армии и схем;

ГА РФ Ф. Р5793 Оп. 1 Д. 131. Схема расположения фронтов и армий адмирала Колчака к 10 сентября 1919 г.;

Болдырев В. Г. Директория. Колчак. Интервенты: воспоминания: Новониколаевск, 1925;

Зензинов В. М. Государственный переворот адмирала Колчака в Омске 18 ноября 1918 года: сборник документов. Париж, 1919;

Северный морской путь: статистические материалы, относящиеся к Северному морскому пути, плаванию экспедиций, начиная с XVI столетия по настоящее время и цифровые данные об экспортных и импортных грузах за последнее время / сост. В. М. Смирнова. Омск, 1919;

Обуховский сталелитейный завод. В центре генерал-майор В. И. Колчак (отец А. В. Колчака): [стереонегатив]. [Санкт-Петербург, до 1913];

А. Ф. Керенский и А. В. Колчак в автомобиле: [фотография]. 1917;

Экспедиции на Ново-Сибирские острова. Эдуард Толль и Александр Колчак: [фрагменты кинохроники / реж. монтажа Т. И. Дьяконова]. СПб., 2010;

Исследователь и учёный Александр Колчак: [документальный фильм] / режиссёр: Б. Некрушев; автор фильма: М. Бялко. М., 2008;

Буревой К. С. Колчаковщина. М., 1919 (доступно в электронном читальном зале);

Мельгунов С. П. Трагедия адмирала Колчака: из истории гражданской войны на Волге, Урале и в Сибири. Ч. 1: Восточный фронт гражданской войны. Белград, 1930 (доступно в электронном читальном зале);

Мельгунов С. П. Трагедия адмирала Колчака: из истории гражданской войны на Волге, Урале и в Сибири. Ч. 2: В преддверии диктатуры. Белград, 1930 (доступно в электронном читальном зале);

Мельгунов С. П. Трагедия адмирала Колчака: из истории гражданской войны на Волге, Урале и в Сибири. Ч. 3. Т. 1: Конституционная диктатура. Белград, 1930 (доступно в электронном читальном зале);

Мельгунов С. П. Трагедия адмирала Колчака: из истории гражданской войны на Волге, Урале и в Сибири. Ч. 3. Т. 2: Катастрофа. Белград, 1931 (доступно в электронном читальном зале);

Последние дни колчаковщины: сборник. М.–Л., 1926 (доступно в электронном читальном зале);

Субботовский И. Союзники, русские реакционеры и интервенция: краткий обзор исключительно по официальным архивным документам Колчаковского правительства. Л., 1926 (доступно в электронном читальном зале).

Статья подготовлена Тюменским филиалом Президентской библиотеки